НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ ДЛЯ НАРОДА ТАДЖИКИСТАНА

I.Karimov-I.Rahmon

С начала этого года несколько таджикских ученых и политологов заговорили о необходимости разработки национальной идеи, необходимой для развития Таджикистана. Но в Таджикистане есть сторонники и противники самой идеи о национальной идее. Одни из них если считают, что таджикский народ может объединить некая идея, например, о «добром царе», то другие считают, что эта идея изжила себя и таджикскую нацию на идеологической почве консолидировать невозможно. Поэтому возникают вопросы: какая национальная идея может объединить народ Таджикистана во имя его светлого будущего и что из себя может представлять собой само это светлое будущее?

Узбеки и таджики ― один народ, говорящий на двух разных языках

Ислам Каримов

Для того чтобы создать национальную идею ее разработчики, прежде всего, должны четко себе представлять: о чем в ней будет идти речь, интересы какой нации эта идея должна отражать и защищать? К какому светлому будущему эта идея должна и может ориентировать общество, государство и народ, в целом? И на какой социально-экономической, политической и исторической основе она должна быть построена?

Однако, как видно из выступлений таджикских ученых и политологов [1-4] четкого ответа на этот вопрос у них пока нет. И, мне кажется, что такого ответа у них не будет и в ближайшем будущем. Ибо у них нет ответа на главный вопрос: кто такие таджики и является ли основная масса народа Таджикистана ― этническими таджиками?

По этой причине, я решил им помочь и подсказать моим таджикским коллегам самую, что ни на есть настоящую национальную идею, способную объединить и вести вес народ Таджикистана вперед ― в светлое будущее. И тут у читателей, а также у таджикских ученых и политологов, занимающихся вопросами национальной идеи, может возникнуть резонный вопрос: в чем заключается суть такой идеи?

Но для того, чтобы ответить на этот вопрос, сначала следует ответить на главный вопрос, сформулированный чуть выше. А именно:

Кто такие таджики и является ли основная масса народа Таджикистана ― этническими таджиками?

Но для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы должны коротко проанализировать вопросы, связанные с происхождением (этногенезом) таджиков, то есть исторические вопросы. Поэтому здесь коротко должен напомнить читателям, что я начал серьезно заниматься вопросами истории, то есть происхождением узбеков, таджиков и других народов, а также историей узбекских государств и опубликовал ряд своих статей на эти темы [5-8] из-за глупых и необоснованных высказываний об узбеках и из-за территориальных претензий на такие величественные узбекские города, как Самарканд и Бухара, не только со стороны таджикских историков во главе с академиком АН Таджикистана Рахимом Масовым [9-11], но и руководства Таджикистана [12-13].

При этом следует особо подчеркнуть, что академик АН Таджикистана Рахим Масов, не только предъявлял территориальные претензии к Узбекистану, но и в оскорбительной форме утверждал, что якобы узбекской нации нет и, никогда ее не было до 1924 года. И, что узбеки ― это якобы искусственно созданная, в советское время, нация. И будто бы все узбеки ― это на самом деле сарты, а они ― не иначе как таджики [9-11]. По этой причине я, внимательно изучив историю происхождения узбеков и таджиков, и те государства, которые создавал узбекский народ [8], пришел к выводу, что все обстоит ровным счетом наоборот. Поэтому я, в условиях острой полемики с таджикскими историками и обычными читателями с их стороны, написал свои статьи, посвященные этим вопросам, названия, которых приведены ниже, в списке литературы  [5-8]. Короткое  содержание моих научных выводов относительно таджиков, изложенных в этих статьях, находящих все новые и новые факты и свидетельства в свое подтверждение, можно свести к следующему короткому заключению.

Этноним ТАДЖИК относится к арабам, завоевавшим Среднюю Азию в VIII веке.  Именно поэтому в статье Википедии «Таджики», со ссылкой на Иранскую энциклопедию (Encyclopædia Iranica) [14],  пишут:

«Согласно наиболее обоснованной версии, этноним تاجيک tāǰīk связан происхождением со среднеперсидским tāzīg «араб» (ранн. tāčīk от названия ближайшего к Ирану древнего арабского племени Ṭāʾī), совр. перс. تازی‎ [tɒːzi] или соответствующим согдийским словом (*tāžīk), как на востоке иранского мира называли вторгшиеся под знаменем джихада в VIII веке арабские армии» [14].

По этой причине я считаю, что основной состав населения современного Таджикистанаэто, я бы сказал, ЭЛИТАРНЫЕ УЗБЕКИ, говорящие на персидском языке, также как современные элитарные узбеки и «таджики» говорят и пишут на русском языке или в XIX веке русское дворянство говорило и писало на французском языке. Ярким примером этому может служить тот факт, что Лев Толстой ― немалую часть своей знаменитой книги «Война и мир» написал на французском языке.

А этот мой вывод основан не только на исследованиях Армения Вамбери, изложенных в его знаменитой книге «Путешествие по Средней Азии», опубликованной на всех европейских языках в XIX веке, но и на научных исследованиях [15-17], опубликованных в XX веке. Ибо если в работе О.А.Сухаревой говориться, что «узбеки Бухары ― называли себя узбеками, хотя говорили исключительно на персидском» [15], то в 1949 году антрополог Балкис Кармышева нашла в Балджчувоне общность, представители которой утверждали, что происходят от тюркских племен. Однако говорили только на персидском языке и считали себя «таджиками рода тюрк» [16]. Именно на таких основаниях джадиды Бухары утверждали, что оседлое население Средней Азии составляет единую узбекскую нацию [17].

Однако следует отметить и тот факт, что  среди основного населения Таджикистана, являющегося узбеками, говорящими на узбекском и персидском языках, есть и часть населения, являющееся потомками тех таджиков, которые являются настоящими арабами и персами. Арабами и персами, предки, которых и были те простые арабские воины и персоязычные новообращённые мусульмане из Фарса, Загроса и Хорасана, относящиеся к иранскому народу, которые пришли в Среднюю Азию в VIII веке  с арабскими завоевателями [5, 14]. Кроме того есть и те персы, которых назвали таджиками, гораздо позже, о которых писал в своей книге «Сарты. Этнографические материалы (Общий очерк)»,  опубликованной в Типографии газеты «Среднеазиатская Жизнь» в 1908 году, замечательный российский историк Н.П.Остраумов. То есть те малочисленные угнетенные узбекскими феодалами в неволе или рабстве ― персы, называвшие себя «таджиками». Эти «таджики», видимо и есть потомки тех невольников, к числу которых относятся такие граждане Таджикистана, как академик Рахим Масов. Люди, которые в советское время, оказавшись у руля власти из-за своего такого, выгодного для пролетарского государства, рабского происхождения, обманным путем убедившие с помощью таких недобросовестных историков, как академик АН Таджикистана А.А.Семенов, малограмотных большевиков, в том, что все персоязычное население той территории, которую в то и настоящее время занимает Таджикистан ― это, самостоятельный этнос, имеющий самоназвание «таджики». И, что их язык не персидский, а таджикский.

При этом хочу особо подчеркнуть, что я выше говорил о том академике АН Таджикистана  А.А.Семенове, о котором я писал в своей статье [7] и который являлся не только наставником таких фальсификаторов истории, как академик АН Таджикистана Рахим Масов. Но и настоящим врагом узбекского народа, пытавшимся стереть из истории человечества факты и сведения о великом узбекском народе и его государствах ― об узбекских государствах [8], из-за того, что его не избирали в состав действительных членов Академии Наук Узбекистана и привлекали к уголовной ответственности на территории Узбекской ССР во времена сталинских репрессий.

При этом следует также подчеркнуть, что говоря о своем рабском происхождении тем «таджикам» можно было легко убедить большевиков в чем угодно из-за того, что их гимн «Интернационал» содержал, например, следующие слова:

 Вставай проклятьем заклейменный,

Весь мир голодных и рабов!

Кипит наш разум возмущённый

И в смертный бой вести готов.

Весь мир насилья мы разрушим

До основанья, а затем

Мы наш мы новый мир построим,

Кто был никем, тот станет всем!

 Так, что именно они, с начала сумев добиться таким обманным путем создания Таджикской АССР в составе Узбекской ССР, а потом добились и отделения этой автономной республики от Узбекской ССР. Эта автономная республика Узбекистана, ставшая таким образом в 1929 году Таджикской ССР, в составе СССР, и обрела свою государственную независимость в 1991 году и переименована в Республику Таджикистан. В независимый Таджикистан, непорядочные историки которого, во главе с академиком  Рахимом Масовым, организовавшие непримиримую информационную войну против Узбекистана, с территориальными претензиями на Самарканд, Бухару и другие территории нашей страны в течение почти, что 20-ти лет после распада СССР. А также с целью сеять национальную рознь между теми узбеками нашей страны, не зная о своем происхождении считающими себя «таджиками» и теми узбеками, которые являются основной ― титульной нацией Узбекистана.

Но самая главная цель этой информационной войны заключалась в том, чтобы таким образом вводя всех в заблуждение переписать историю Таджикистана и таджиков. Переписать историю «таджиков», являющихся арабами [18], относящимися к числу семитов, на основе ложных тезисов об их арийском происхождении. И на основе такого ложного тезиса добившиеся даже объявления со стороны Президента Таджикистана Эмомали Рахмона, 2006 год в Таджикистане ― ГОДОМ АРИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ [19].

Так, что прав Президент Узбекистана Ислам Каримов, родившийся на узбекской земле, в Самарканде, и являющийся по своему этническому происхождению чистокровным узбеком и как человек, очень хорошо знающий нашу историю, когда утверждал и утверждает о том, что: «Узбеки и таджики ― один народ, говорящий на двух разных языках».

Узбекистан за годы независимости построил, я бы сказал, совершенно новую экономику, на основе своей собственной модели и, несмотря на мировой финансово-экономический кризис начал развиваться и развивается динамично, что начало признавать и мировое сообщество. А в Таджикистане, как явствует и из тех статей таджикских авторов о национальной идее, которые мы здесь рассматриваем, мечтают   достичь уровня развития нашей страны ― Узбекистана. При этом Таджикистан с 1924 по 1929 годы входил в состав Узбекской ССР в качестве Таджикской АССР, так же как Республика Каракалпакстан ― до сих пор.

Думается, учитывая именно эти обстоятельства национальной идеей народа Таджикистана, основное большинство которого является персоязычным узбекским народом, должно стать добровольное возвращение этой страны в состав Республики Узбекистан в прежнем статусе ― в статусе автономной республики. Тогда и наше светлое будущее будет общим. И идеи Абдугани Мамадазимова, изложенные в его статье «Таджики в поисках национальной идеи» [2], исходя из моих идей, изложенных в статье «Р.Абдуллаев: Центральная Азия – уроки арабских революций» [20], а, перефразируя этого автора, я бы сказал о «справедливом монархе», то же могут обрести реальность…

Так, что девизом предлагаемой мною национальной идеи для Таджикистана должны стать те слова, которые в свое время сформулировал Ислам Каримов ― Президент Республики Узбекистан:

«Узбеки и таджики ― один народ, говорящий на двух разных языках».

Но это лишь только мое личное мнение и как примут его наши коллеги из Таджикистана, народ и руководство этой страны ― это конечно их дело. Пока.

 Литература

1. А.Мамадазимов: Таджикистан. Национальная идея — не мишура…  (http://www.centrasia.ru/news.php?st=1371531960).

2. А.Мамадазимов: Таджики в поисках национальной идеи (http://www.centrasia.ru/news2.php?st=1357212840).

3. Профессор О.Захидов: Таджикскую нацию консолидировать невозможно (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1370587860).

4. Умаров Х. «Справедливый шах» – изжившая себя идея (http://news.tj/ru/news/spravedlivyi-shakh-izzhivshaya-sebya-ideya).

5. Р.Абдуллаев: Узбеки – дворяне тюркских народов, а сарты – предприниматели Центральной Азии (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1319014200).

6. Р.Абдуллаев: Горжусь, что я барлас и потомок Темура. Об этнической близости узбеков и русских (ответ таджикскому историку Х.Камолу) (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1319619120).

7. Р.Абдуллаев: Русский народ не произошел от иранцев, а тазики не являются арийцами (ответ М.Саидову) (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1320826080).

8. Р.Абдуллаев: Первым независимым узбекским государством был носивший с 1312 года название Мемлекет–и–узбеки… (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1368767880).

9. Масов Р. Таджики никогда не были одним народом с узбеками (ответ Г.Хидоятову)
(www.centrasia.ru/newsA.php?st=1191234780).

10. Масов Р. Тюркизация арийцев: чушь или недомыслие? Ответ на статью А.Аскарова «Арийская проблема: новые подходы и взгляды» (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1136562180).

11. Масов Р. О термине «узбек» («озбак») встречается множество противоречивых суждений.
К вопросу образования Узбекской ССР (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1265962380).

12. С.Расулов: Как Рахмон стал «саманидом». Таджикистан хочет присоединить к своей территории Самарканд, Бухару, Навои (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1326871200).

13. «Литер»: Рахмон играет в опасные игры. Такими словами нельзя бросаться… (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1260608760).

14. Encyclopædia Iranica. TAJIK i. THE ETHNONYM: ORIGINS AND APPLICATION (http://www.iranicaonline.org/articles/tajik-i-the-ethnonym-origins-and-application).

15. Сухарева О.А. Бухара XIX – начала XX в.: позднефеодальный город и его население. М., 1966. С. 129–139.

16. Кармышева Б.Х. Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана. М., 1976. С. 76.

17. Политические события 1917 года в Туркестане проанализированы в работе: Халид А. Туркестан в 1917–1922 годах: борьба за власть на окраине России // Трагедия великой державы: национальный вопрос и распад Советского Союза. М., 2005. С. 189–226.

18. Гумилев Л. Этногенез и биосфера земли. – М.: Айрис Пресс, 2002 г. Стр. 54 ( http://www.bim-bad.ru/docs/gumiljov_lev_ethnogenesis.pdf).

19. Рахмон Э. АРИИ И ПОЗНАНИЕ АРИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Размышления накануне празднования Года арийской цивилизации (http://www.rodstvo.ru/forum/index.php?showtopic=228).

20. Р.Абдуллаев: Центральная Азия – уроки арабских революций (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1311497580).

Автор: Рустамжон Абдуллаев, доктор экономических наук, академик.

Ташкент, 18 июня 2013 года.

Свидетельство о госрегистрации в качестве СМИ № 0954 от 12.04.2013 г., ISSN 2181 - 7332