Путь выхода из мировых экономических и политических кризисов

Посещаемость: 9307
d3

В последнее время все активней обсуждается вопрос введения региональных валют и смены мировой валюты. Как это сделать? И можно ли вообще это сделать? Что необходимо, чтобы сценарий новой мировой валюты стал реальностью, а не утопией?

В начале 90-х годов прошлого века изучение теории и практики рыночной экономики позво­лили мне не только опубликовать ряд своих работ по этой тематике, в том числе монографию [1], и защи­тить на ее основе докторскую диссертацию, но и создать новую модель стандартной эко­но­мики, которую я назвал идеальной [2]. И эту модель я впоследствии, критически переосмыслив, непрерывно совершенствовал. Такая работа, как я полагаю, позволила мне найти и создать другую, новую, более совершенную и адекватную действительности модель. Причем такую модель эконо­мики, которая в отли­чие от других моделей опирается на строгую доказа­тельную базу. Поэтому свою книгу, посвященную этим вопросам, я назвал «Политойкономией» [3].Хотя электронный вариант первых двух глав этой книги и опубликован на моём одно­именном сайте www.politoeconomia.narod.ru еще 26 июля 2006 года, но она еще не завершена. Несмотря на это, думается, что даже эти главы могут дать читателю, исчерпывающие ответы на вопросы: в чем заключаются предмет, цели и задачи политойкономии и почему я считаю западную экономическую науку в состоянии глубокого кризиса.Именно такое состояние западной экономической науки и несостоятельность многих ее тео­ретических положений и не позволили ей не только заранее предсказать возможность наступления нынешнего мирового финансового кризиса, но и дать какие-либо конкретные рекомендации по его преодолению. Поэтому на  сегодняшний день существует множество противоречивых мнений о при­чинах, последствиях и путях выхода из этого кризиса. Одни утвер­ждают, что мы якобы уже стоим на пороге выхода из кризиса, другие же говорят, что все трудности еще впе­реди. При этом бытует мне­ние, что из нынешнего мирового финансового кризиса выход можно найти не в ближай­шее время, а в течение 2-3 лет. Но такой срок не может удовлетворить не только простых лю­дей и предпринима­телей, пострадавших от него, но и политиков, особенно мировых лидеров, у кото­рых сложилось соб­ственное мнение по поводу этого кризиса и путях выхода из него.Так, многие из них считают, что причина кризиса кроется в неэффективности ныне действую­щей  мировой валютно-финансовой системы, основанной на использовании доллара США в каче­стве мировой резервной валюты. Поэтому часть из них уже сейчас одним из главных путей выхода из ны­нешнего кризиса видит в принятии конкретных решений и шагов в вопросах отказа от этой старой и создании новой валютно-финансовой системы.При этом создание новой финансовой системы связывается с наднациональными финансовыми институтами, способными контролировать и обеспечивать эмиссию и необходимое функционирование нескольких региональных эмиссионных центров и валют, а также новой мировой резервной валюты.Известно, что свое желание ввести региональные валюты выразили, например, страны члены АСЕАН, Латинской и Северной Америки, Африки, Ближнего Востока и  ЕврАзЭС, а Россия хочет свою валюту (рубль) превратить в региональную резервную валюту. При этом 16 октября 2009 года по миро­вым СМИ прошло сообщение о том, что региональная денежная единица стран, входя­щих в ор­гани­зацию Боливарианский Альянс, «сукре» будет введена в обращение уже с нового 2010 года.Что же касается идеи о введении новой мировой резервной валюты, то вопрос ее реализации, хотя пока никаких конкретных инициатив или реальных шагов и не предпринимается, на­ходится на стадии обсуждения.Правомерно задать следующий вопрос: что лучше (или эффективнее) – реализация идеи о введении региональных валют, создание но­вой мировой резервной валюты или сочетание двух схем? Отвечая на этот вопрос, я не могу не отметить следующее обстоятельство. Еще в начале 90-х годов прошлого века я наряду с другими аналитиками пришел к выводу о том, что курс и объем эмиссии резервной валюты зависит преимущественно от факторов внутриполитического и экономического характера самой страны, чья валюта является резервной, а не от потребностей международного об­мена [1, с. 125]. Я тогда писал, что необходимо:создание наднациональных финансовых институтов, призванных покончить со спекуляцией на финансовых рынках, односторонними выгодами развитых стран от использования их валют в ка­честве резервных; проведение эффективной денежной политики, не допускающее «долларизацию» экономики, а в международном масштабе – добиваться создания региональной валютной системы и вести дви­жение в сторону национализации системы международной ликвидности и формирования коллек­тивной резервной валюты [1, с. 174-175].

Отсюда не трудно прийти к выводу о том, что я был сторонником реализации идеи создания и введения региональных эмиссионных центров и валют. Да, действительно в начале 90-х годов я был сторонником такой идеи. Но не сейчас, поскольку я после публикации указанных выше выводов и предложений [1], создавая и совершенствуя свою новую модель экономики [2], а впослед­ствии, мо­делируя экономические явления и процессы на соответствующих уровнях, пришел к совершенно другим выво­дам. Например, к тезису о том, что в долгосрочном плане глобальная экономика не может разви­ваться по пути создания и введения не только региональных резервных валют, но и новой миро­вой резервной валюты. Она не может развиваться даже по пути введения таких региональных валют, ко­торые предполагают интеграцию или объединения стран, входящих в зону такой валюты, в какое-либо единое союзное, федеративное или конфедеративное государство, наподобие, скажем, ЕС.

А по какой причине?

Отвечая на этот вопрос можно сказать, что введение региональных ре­зервных валют, хотя и может дать какие-то кратко­вре­менные положительные эффекты в странах, входящих в соответствующий регион, в конечном счете предска­зуемо: они не смогут вывести глобальную экономику не только из нынешнего финансового кризиса, но и будущих кризисов, не говоря уж об их предотвращении. И еще: такой ошибочный подход к решению проблем, связанных с нынешним мировым финансовым кризисом, локализируя их по регионам, может усугубить не только и без того сложную экономическую обстановку в мире, но и политическую. К тому же, и это главное, этим ре­гиональным валютам для полноценного функционирования на глобальном уровне опять по­требуется какая-то другая, но общая для всех новая мировая резервная ва­люта.Но тогда для выхода из кризиса может быть следует реализовать идеи, предложенные, напри­мер, президентом Казахстана Н.А.Назарбаевым [4]? Суть их сводится к созданию и введению новой ми­ровой ре­зервной валюты с соответствующими институтами и структурами эмиссии, контроля, страхо­вания, арбитража и т.п., на основе некоего Мирового закона?Да, можно. Но это «транзитом» приведет нас не к Новому миру, а к исходному состоянию. Если и не к подобному нынешнему, то обязательно к другому, но еще более серьезному мировому финан­сово-экономическому кризису, чем тот, который мы имеем сейчас. И  который уже тогда будет связан не с долларами США, а с этой новой мировой резервной валютой, как бы ее потом не называли.
А почему? Если денежную систему какого-либо государства уподобить кро­веносной системе живого организма, то мировую систему резервной валюты можно уподобить только лишь к внеш­ней сис­теме искусственного кровообращения, подключенного к больному орга­низму, которому необ­хо­димо переливание крови из-за ее потери, ее полное или час­тичное пополнение или об­новление. Значит, мировая система резервной валюты имеет не естественное проис­хождение по отноше­нию к экономике государства, у которого имеется собствен­ная денежная сис­тема, а искусст­венное. Поэтому она в определенных условиях, как и кровь живого организма, на­пример, другой группы, может быть отторгнута и способна нанести сильный, а иногда, если эту уг­розу вовремя не заметить и не предотвратить, и непоправимый урон экономике, как ныне доллары США, выполняющие роль ми­ровой ре­зервной валюты.Тогда, может быть, прав автор, заявляющий, что ему якобы хорошо известны «истинные при­чины» нынешнего кризиса? Он, в частности, утвер­ждает, что: «Менять экономическую систему мира можно и нужно только в том случае, если есть мо­дель другой, более справедливой и более эффективной системы. Но такой модели нет, что бы ни гово­рили разные «экономисты». Как правило, их модели – это набор благих пожеланий типа «хочу, чтобы все были счастливы, богаты и жили дружно». На сегодняшний день новой, отличаю­щейся в лучшую сторону от ныне существующей экономической модели мира, не существует» [5, ч.2].
Я полагаю, что он не прав. Если контуры политической системы та­кой модели суще­ствуют еще со времен Римской империи (зная это, я предлагал подобную идею и раньше [2, с. 165]), то контуры финан­совой системы этой модели можно предложить именно сейчас. При этом следует отме­тить, что работа над реше­нием задачи формализации или создания математической мо­дели новой «эко­номи­ческой системы мира», уже давно ведется и будет изло­жена в последующих гла­вах упомянутой выше книги [3], которая будет опубликована и предложена на суд науч­ного со­обще­ства чуть позже.
Так о чем здесь ведется речь? О том, что если контуры политической системы новой «эко­номической модели мира» опираются на всем известные идеи космополитизма и глобализации, то кон­туры финансовой системы этой новой модели – на необходимость создания и введения новой ми­ро­вой валюты. Но такой мировой валюты, которая является не мировой резервной ва­лютой, как нынешние доллары США, или той, которую предлагают ввести вместо нее, а новой еди­ной валютой новой гло­бальной интеграции – объединения государств Земного шара в единое союзное государство. То есть  валютой  нового единого государства Земного шара, образованного или созданного, ска­жем в форме конфеде­рации или федерации всех государств нашей планеты.Только с таких позиций и можно рассматривать вопрос о создании новой ми­ро­вой ва­люты. То есть с позиции объединения государств мира в единое государство Зем­ного шара, в какой бы форме оно не сформировалось и не именовалось, но имеющего все атрибуты власти и управ­ления, в том числе Центральный банк этого государства. Причем только полно­стью при­надлежащий госу­дарству Центральный банк, созданный и действующий на ос­нове Закона и наделенный опреде­лен­ными правами и обязанностями, установленными за­конодательным органом такого государства, такой Центральный банк, который принадлежит и подотчетен этому государству и может эффективно и правильно распо­ряжаться новой мировой валю­той. Валютой, одинаковой для бо­лее, чем 220 субъектов но­вого Демократического государ­ства планеты Земля.Только такой подход и может привести нас, в конечном итоге, к определению необходимого для целей государственного регулирования количества мировой валюты и параметров других финансово-экономических величин и регуляторов развития мировой экономики. Такой подход не только обеспечит ба­ланс между предложением и спросом на эту валюту, нахождение эффективных методов и способов преодоления и предотвращения мировых фи­нансовых, экономических и полити­ческих кризисов, но и установит справедливость в во­просах миро­вого производства, рас­пределе­ния, обмена и потребле­ния ресурсов и благ, то есть в во­просах выравнивания уровня жизни населения с искоре­нением бедности и ни­щеты на Земле.

Но готовы ли мы -  земляне – к  такой крупномасштабной и по­истине радикальной реформе, которая может быть осуществлена только в наших собственных интересах?

Думается, что простые люди нашей планеты, если их не будут сбивать с толку, уже давно со­зрели для такого объединении. Значит, дело только за политиками. Да и они, наверное, уже готовы обсудить и решить этот вопрос, по­скольку они постепенно приходят к такому же выводу сами, отожде­ствляя его пока что с региональной интеграцией, мировой резервной и региональными валютами. Это красноре­чиво доказывают имеющиеся факты, связанные с региональными интеграционными про­цессами во всем мире. Но региональные объединения и наднациональные институты со своими новыми валютами не могут устранить не только глобальные, но и свои собственные региональные проблемы, связанные с социально-экономическими, политическими, территори­альными, эко­логиче­скими, водными и др. вопросами. Это убедительно доказывает опыт стран бывшего СССР и других конфликтных регионов мира. Их можно решить лишь в рамках Мирового госу­дарства, имею­щего все атри­буты власти и управления на Земле. Всё на нашей планете взаимосвя­зано и взаимообу­словлено. По­этому все люди должны жить на нашей планете по одним и тем же стандартам. По стандартам цивилизованной человеческой жизни. По этой причине другого пути  или альтернативы кроме, как объе­диниться в единое союзное госу­дарство в масштабах всей на­шей планеты, у нас, землян просто нет.

Идея создания мирового государства – это идея не только автора этой статьи. Если учесть, что она родилась еще в античные времена, то не трудно понять, что эта идея по на­следству переходит к нам и является идеей всех нас – землян. И эта идея теперь уже не утопия, а вполне кон­кретное и реализуемое предложение или проект, который понятен всем. К тому же и без всяких дока­зательств вполне очевидно, что если реализовать предлагаемую новую модель политической и эко­номической системы мира, основанного на идее создания Мирового государства, то это смо­жет:

- освободить человечество от угроз обычных, атомных, термоядерных и др. межгосударствен­ных, региональных и мировых войн;

- привести к колоссальному экономическому эффекту, возникающему в результате полного ра­зоружения, ликвидации вооруженных сил отдельных государств или армий, границ, введения безви­зовых режимов, сокращения таможенных и других барьеров на пути людей, товаров, капиталов и других ресурсов. Это может направить высвобождающиеся в связи с этим эффектом колос­сальные средства на решение глобаль­ных социально-экономиче­ских, экологических и других проблем, на развитие образования и здравоохранения.

При этом не стоит пугаться по поводу увеличения миграционной активности на­се­ления, по­скольку можно создать такую миграционную политику и законодательство, которые будут спо­собны помочь нам эффективно управлять любыми миграционными процессами в мире.

Можно и по другим вопросам договориться, например, на Учредительном собрании, созывае­мом, скажем, на базе ООН, утвердив там же и временный исполнительный орган, и про­ект Кон­ститу­ции Мирового государства. Это решит все проблемы, возникающие в результате такой гло­бальной ра­дикальной реформы в правовом поле законодательного органа – Парламента Ми­рового госу­дарства. При этом можно сохранить на определенное время, например, на 10-15 лет переходного периода, действие ныне сущест­вующих национальных и наднациональных валют некоторых индустриально разви­тых и развиваю­щихся стран и их объединений, таких как США, Япония, Китай, Индия, Россия и ЕС. И даже ныне действую­щую мировую резервную валюту!

Так что нам землянам есть, о чем серьезно подумать и есть, что решать. А экономисты, как я полагаю, в стороне от этих дел, не останутся…

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллаев Р. Мировой опыт макроэкономического регулирования и его исполь­зование Центральноазиатскими странами СНГ в условиях перехода к рынку/ Под ред. В.М.Ма­косия. С.-Петер­бург: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1994.
2. Абдуллаев Р. Интеллектуальный мир, модель экономического пространства и за­коны идеаль­ной экономики/ Под ред. В.М.Макосия. М.: Изд-во Санкт-Петербургского университета эко­номики и финансов. 1995.
3. Абдуллаев Р. Политойкономия // http://www.politoeconomiya.narod.ru. Главы I-II.
4. Назарбаев Н.А. Ключи от кризиса// “Российская газета”, № 4839 (02.02.2009).
5. Истинные причины возникновения мирового экономиче­ского кри­зиса. Часть 2. (http://www.arteksgroup.com).

Автор: Абдуллаев Рустамжон, доктор экономических наук, академик.
Свидетельства о госрегистрации в качестве СМИ № 0954 от 12.04.2013 г. и 24.11.2017г, ISSN 2181 - 7332