В последнее время все активней обсуждается вопрос введения региональных валют и смены мировой валюты. Как это сделать? И можно ли вообще это сделать? Что необходимо, чтобы сценарий новой мировой валюты стал реальностью, а не утопией?
В начале 90-х годов прошлого века изучение теории и практики рыночной экономики позволили мне не только опубликовать ряд своих работ по этой тематике, в том числе монографию [1], и защитить на ее основе докторскую диссертацию, но и создать новую модель стандартной экономики, которую я назвал идеальной [2]. И эту модель я впоследствии, критически переосмыслив, непрерывно совершенствовал. Такая работа, как я полагаю, позволила мне найти и создать другую, новую, более совершенную и адекватную действительности модель. Причем такую модель экономики, которая в отличие от других моделей опирается на строгую доказательную базу. Поэтому свою книгу, посвященную этим вопросам, я назвал «Политойкономией» [3].Хотя электронный вариант первых двух глав этой книги и опубликован на моём одноименном сайте
www.politoeconomia.narod.ru еще 26 июля 2006 года, но она еще не завершена. Несмотря на это, думается, что даже эти главы могут дать читателю, исчерпывающие ответы на вопросы: в чем заключаются предмет, цели и задачи политойкономии и почему я считаю западную экономическую науку в состоянии глубокого кризиса.Именно такое состояние западной экономической науки и несостоятельность многих ее теоретических положений и не позволили ей не только заранее предсказать возможность наступления нынешнего мирового финансового кризиса, но и дать какие-либо конкретные рекомендации по его преодолению. Поэтому на сегодняшний день существует множество противоречивых мнений о причинах, последствиях и путях выхода из этого кризиса. Одни утверждают, что мы якобы уже стоим на пороге выхода из кризиса, другие же говорят, что все трудности еще впереди. При этом бытует мнение, что из нынешнего мирового финансового кризиса выход можно найти не в ближайшее время, а в течение 2-3 лет. Но такой срок не может удовлетворить не только простых людей и предпринимателей, пострадавших от него, но и политиков, особенно мировых лидеров, у которых сложилось собственное мнение по поводу этого кризиса и путях выхода из него.Так, многие из них считают, что причина кризиса кроется в неэффективности ныне действующей мировой валютно-финансовой системы, основанной на использовании доллара США в качестве мировой резервной валюты. Поэтому часть из них уже сейчас одним из главных путей выхода из нынешнего кризиса видит в принятии конкретных решений и шагов в вопросах отказа от этой старой и создании новой валютно-финансовой системы.При этом создание новой финансовой системы связывается с наднациональными финансовыми институтами, способными контролировать и обеспечивать эмиссию и необходимое функционирование нескольких региональных эмиссионных центров и валют, а также новой мировой резервной валюты.Известно, что свое желание ввести региональные валюты выразили, например, страны члены АСЕАН, Латинской и Северной Америки, Африки, Ближнего Востока и ЕврАзЭС, а Россия хочет свою валюту (рубль) превратить в региональную резервную валюту. При этом 16 октября 2009 года по мировым СМИ прошло сообщение о том, что региональная денежная единица стран, входящих в организацию Боливарианский Альянс, «сукре» будет введена в обращение уже с нового 2010 года.Что же касается идеи о введении новой мировой резервной валюты, то вопрос ее реализации, хотя пока никаких конкретных инициатив или реальных шагов и не предпринимается, находится на стадии обсуждения.Правомерно задать следующий вопрос:
что лучше (или эффективнее) – реализация идеи о введении региональных валют, создание новой мировой резервной валюты или сочетание двух схем? Отвечая на этот вопрос, я не могу не отметить следующее обстоятельство. Еще в начале 90-х годов прошлого века я наряду с другими аналитиками пришел к выводу о том, что
курс и объем эмиссии резервной валюты зависит преимущественно от факторов внутриполитического и экономического характера самой страны, чья валюта является резервной, а не от потребностей международного обмена [1, с. 125]. Я тогда писал, что необходимо:
создание наднациональных финансовых институтов, призванных покончить со спекуляцией на финансовых рынках, односторонними выгодами развитых стран от использования их валют в качестве резервных; проведение эффективной денежной политики, не допускающее «долларизацию» экономики, а в международном масштабе – добиваться создания региональной валютной системы и вести движение в сторону национализации системы международной ликвидности и формирования коллективной резервной валюты [1, с. 174-175].
Отсюда не трудно прийти к выводу о том, что я был сторонником реализации идеи создания и введения региональных эмиссионных центров и валют. Да, действительно в начале 90-х годов я был сторонником такой идеи. Но не сейчас, поскольку я после публикации указанных выше выводов и предложений [1], создавая и совершенствуя свою новую модель экономики [2], а впоследствии, моделируя экономические явления и процессы на соответствующих уровнях, пришел к совершенно другим выводам. Например, к тезису о том, что в долгосрочном плане глобальная экономика не может развиваться по пути создания и введения не только региональных резервных валют, но и новой мировой резервной валюты. Она не может развиваться даже по пути введения таких региональных валют, которые предполагают интеграцию или объединения стран, входящих в зону такой валюты, в какое-либо единое союзное, федеративное или конфедеративное государство, наподобие, скажем, ЕС.
А по какой причине?
Отвечая на этот вопрос можно сказать, что введение региональных резервных валют, хотя и может дать какие-то кратковременные положительные эффекты в странах, входящих в соответствующий регион, в конечном счете предсказуемо: они не смогут вывести глобальную экономику не только из нынешнего финансового кризиса, но и будущих кризисов, не говоря уж об их предотвращении. И еще: такой ошибочный подход к решению проблем, связанных с нынешним мировым финансовым кризисом, локализируя их по регионам, может усугубить не только и без того сложную экономическую обстановку в мире, но и политическую. К тому же, и это главное, этим региональным валютам для полноценного функционирования на глобальном уровне опять потребуется какая-то другая, но общая для всех новая мировая резервная валюта.Но тогда для выхода из кризиса может быть следует реализовать идеи, предложенные, например, президентом Казахстана Н.А.Назарбаевым [4]? Суть их сводится к созданию и введению новой мировой резервной валюты с соответствующими институтами и структурами эмиссии, контроля, страхования, арбитража и т.п., на основе некоего Мирового закона?Да, можно. Но это «транзитом» приведет нас не к Новому миру, а к исходному состоянию. Если и не к подобному нынешнему, то обязательно к другому, но еще более серьезному мировому финансово-экономическому кризису, чем тот, который мы имеем сейчас. И который уже тогда будет связан не с долларами США, а с этой новой мировой резервной валютой, как бы ее потом не называли.
А почему? Если денежную систему какого-либо государства уподобить кровеносной системе живого организма, то мировую систему резервной валюты можно уподобить только лишь к внешней системе искусственного кровообращения, подключенного к больному организму, которому необходимо переливание крови из-за ее потери, ее полное или частичное пополнение или обновление. Значит, мировая система резервной валюты имеет не естественное происхождение по отношению к экономике государства, у которого имеется собственная денежная система, а искусственное. Поэтому она в определенных условиях, как и кровь живого организма, например, другой группы, может быть отторгнута и способна нанести сильный, а иногда, если эту угрозу вовремя не заметить и не предотвратить, и непоправимый урон экономике, как ныне доллары США, выполняющие роль мировой резервной валюты.Тогда, может быть, прав автор, заявляющий, что ему якобы хорошо известны «истинные причины» нынешнего кризиса? Он, в частности, утверждает, что: «Менять экономическую систему мира можно и нужно только в том случае, если есть модель другой, более справедливой и более эффективной системы. Но такой модели нет, что бы ни говорили разные «экономисты». Как правило, их модели – это набор благих пожеланий типа «хочу, чтобы все были счастливы, богаты и жили дружно». На сегодняшний день новой, отличающейся в лучшую сторону от ныне существующей экономической модели мира, не существует» [5, ч.2].
Я полагаю, что он не прав. Если контуры политической системы такой модели существуют еще со времен Римской империи (зная это, я предлагал подобную идею и раньше [2, с. 165]), то контуры финансовой системы этой модели можно предложить именно сейчас. При этом следует отметить, что работа над решением задачи формализации или создания математической модели новой «экономической системы мира», уже давно ведется и будет изложена в последующих главах упомянутой выше книги [3], которая будет опубликована и предложена на суд научного сообщества чуть позже.
Так о чем здесь ведется речь? О том, что если контуры политической системы новой «экономической модели мира» опираются на всем известные идеи космополитизма и глобализации, то контуры финансовой системы этой новой модели – на необходимость создания и введения новой мировой валюты. Но такой мировой валюты, которая является не мировой резервной валютой, как нынешние доллары США, или той, которую предлагают ввести вместо нее, а новой единой валютой новой глобальной интеграции – объединения государств Земного шара в единое союзное государство. То есть валютой нового единого государства Земного шара, образованного или созданного, скажем в форме конфедерации или федерации всех государств нашей планеты.Только с таких позиций и можно рассматривать вопрос о создании новой мировой валюты. То есть с позиции объединения государств мира в единое государство Земного шара, в какой бы форме оно не сформировалось и не именовалось, но имеющего все атрибуты власти и управления, в том числе Центральный банк этого государства. Причем только полностью принадлежащий государству Центральный банк, созданный и действующий на основе Закона и наделенный определенными правами и обязанностями, установленными законодательным органом такого государства, такой Центральный банк, который принадлежит и подотчетен этому государству и может эффективно и правильно распоряжаться новой мировой валютой. Валютой, одинаковой для более, чем 220 субъектов нового Демократического государства планеты Земля.Только такой подход и может привести нас, в конечном итоге, к определению необходимого для целей государственного регулирования количества мировой валюты и параметров других финансово-экономических величин и регуляторов развития мировой экономики. Такой подход не только обеспечит баланс между предложением и спросом на эту валюту, нахождение эффективных методов и способов преодоления и предотвращения мировых финансовых, экономических и политических кризисов, но и установит справедливость в вопросах мирового производства, распределения, обмена и потребления ресурсов и благ, то есть в вопросах выравнивания уровня жизни населения с искоренением бедности и нищеты на Земле.
Но готовы ли мы - земляне – к такой крупномасштабной и поистине радикальной реформе, которая может быть осуществлена только в наших собственных интересах?
Думается, что простые люди нашей планеты, если их не будут сбивать с толку, уже давно созрели для такого объединении. Значит, дело только за политиками. Да и они, наверное, уже готовы обсудить и решить этот вопрос, поскольку они постепенно приходят к такому же выводу сами, отождествляя его пока что с региональной интеграцией, мировой резервной и региональными валютами. Это красноречиво доказывают имеющиеся факты, связанные с региональными интеграционными процессами во всем мире. Но региональные объединения и наднациональные институты со своими новыми валютами не могут устранить не только глобальные, но и свои собственные региональные проблемы, связанные с социально-экономическими, политическими, территориальными, экологическими, водными и др. вопросами. Это убедительно доказывает опыт стран бывшего СССР и других конфликтных регионов мира. Их можно решить лишь в рамках Мирового государства, имеющего все атрибуты власти и управления на Земле. Всё на нашей планете взаимосвязано и взаимообусловлено. Поэтому все люди должны жить на нашей планете по одним и тем же стандартам. По стандартам цивилизованной человеческой жизни. По этой причине другого пути или альтернативы кроме, как объединиться в единое союзное государство в масштабах всей нашей планеты, у нас, землян просто нет.
Идея создания мирового государства – это идея не только автора этой статьи. Если учесть, что она родилась еще в античные времена, то не трудно понять, что эта идея по наследству переходит к нам и является идеей всех нас – землян. И эта идея теперь уже не утопия, а вполне конкретное и реализуемое предложение или проект, который понятен всем. К тому же и без всяких доказательств вполне очевидно, что если реализовать предлагаемую новую модель политической и экономической системы мира, основанного на идее создания Мирового государства, то это сможет:
- освободить человечество от угроз обычных, атомных, термоядерных и др. межгосударственных, региональных и мировых войн;
- привести к колоссальному экономическому эффекту, возникающему в результате полного разоружения, ликвидации вооруженных сил отдельных государств или армий, границ, введения безвизовых режимов, сокращения таможенных и других барьеров на пути людей, товаров, капиталов и других ресурсов. Это может направить высвобождающиеся в связи с этим эффектом колоссальные средства на решение глобальных социально-экономических, экологических и других проблем, на развитие образования и здравоохранения.
При этом не стоит пугаться по поводу увеличения миграционной активности населения, поскольку можно создать такую миграционную политику и законодательство, которые будут способны помочь нам эффективно управлять любыми миграционными процессами в мире.
Можно и по другим вопросам договориться, например, на Учредительном собрании, созываемом, скажем, на базе ООН, утвердив там же и временный исполнительный орган, и проект Конституции Мирового государства. Это решит все проблемы, возникающие в результате такой глобальной радикальной реформы в правовом поле законодательного органа – Парламента Мирового государства. При этом можно сохранить на определенное время, например, на 10-15 лет переходного периода, действие ныне существующих национальных и наднациональных валют некоторых индустриально развитых и развивающихся стран и их объединений, таких как США, Япония, Китай, Индия, Россия и ЕС. И даже ныне действующую мировую резервную валюту!
Так что нам землянам есть, о чем серьезно подумать и есть, что решать. А экономисты, как я полагаю, в стороне от этих дел, не останутся…
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдуллаев Р. Мировой опыт макроэкономического регулирования и его использование Центральноазиатскими странами СНГ в условиях перехода к рынку/ Под ред. В.М.Макосия. С.-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1994.
2. Абдуллаев Р. Интеллектуальный мир, модель экономического пространства и законы идеальной экономики/ Под ред. В.М.Макосия. М.: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 1995.
3. Абдуллаев Р. Политойкономия // http://www.politoeconomiya.narod.ru. Главы I-II.
4. Назарбаев Н.А. Ключи от кризиса// “Российская газета”, № 4839 (02.02.2009).
5. Истинные причины возникновения мирового экономического кризиса. Часть 2. (http://www.arteksgroup.com).
Автор: Абдуллаев Рустамжон, доктор экономических наук, академик.