Сбор хлопка в Узбекистане путем хашара – это и есть волонтёрство!

i

Я, хотя сейчас и живу в Ташкенте – в столице Узбекистана, но 35 лет моей жизни прошли в сельской местности. И эти годы прошли в советские времена и они, так или иначе, были связаны с хлопкоуборочными компаниями в Узбекистане. Ибо я все годы учебы в школе, с 5 по 10 классы, и на первом курсе обучения в институте, собирал хлопок. А потом, в зрелые годы – принимал участие и в их организации и проведении, как один из руководителей районного звена управления. Но тогда, в советское время, нам никто не говорил ни о монокультуре хлопка и ни о том, что где-то 2-2,5 месяца участия в хлопкоуборочной компании – это рабский или принудительный труд. И потом по своим пионерским, комсомольским и коммунистическим годам своей жизни я прекрасно помню, что хлопкоуборочная компания в Узбекистане была по своему уровню приравнена к грандиозным комсомольским стройкам того времени, как строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМ).

Ибо тогда соответствующие требования о необходимости выполнения плана о ежегодной заготовке 6000000 (шести млн.) тонн хлопка-сырца спускали нам из Москвы – столицы СССР. А сам этот план утверждался на великих съездах Коммунистической Партии  Советского Союза (КПСС)… Поэтому мне трудно понять ту критику, которую в наш адрес делает правопреемник КПСС – Интернет орган Коммунистической партии Российской Федерации. Например, в своей статье «Экономические войны. Ткани из узбекского хлопка бойкотируют 130 фирм по всему миру». Ибо вопросы, которые поднимает этот орган коммунистов России в этой статье, созвучны с теми, вопросами, которые из года в год поднимают на страницах мировых интернет изданий многие наши недруги, далекие от наших проблем. Причем говоря о том, что у нас будто бы существуют серьёзные проблемы в вопросах привлечения наших людей на сбор хлопка-сырца. И это делается, несмотря на то, что объем ежегодной заготовки хлопка-сырца за годы Независимости нашей страны уменьшили почти, что в 2 раза.

Меня лично очень сильно возмущает и тогда, когда об этих вопросах пишут всякие гадости не только на страницах недружественных нам интернет изданий зарубежных стран, но и разного рода эмигрантов, сбежавших из Узбекистана на Запад в разное время, а также узбекская служба Би-Би-Си и Радио Озодлик. И тем более СМИ соседних стран, как, например, Кыргызстана, где тоже еще совсем недавно занимались выращиванием хлопка, на таких же условиях, как и у нас. Причем, когда они это делают или из-за своей абсолютной безграмотности, или просто прикидываясь таковыми, «приукрашивая» свои статьи такими глуповатыми, но громкими заголовками, как например, «Современное рабство при сборе хлопка в Узбекистане». Ибо термин «раб» используется в отношении человека, являющегося собственностью другого человека или государства. А в словаре Даля говориться, что: «РАБ м. раба, рабыня, рабица ж. невольник, крепостной; человек, обращенный в собственность ближнего своего, состоящий в полной власти его».

Когда такие  наши недруги, неспособные ни к чему, кроме как огульно критиковать, очернить и ругать нашу страну, а также пускать всякие слухи и небылицы о ней из-за существования тех проблем и недостатков в ее развитии, которых мы в Узбекистане знаем лучше, чем они и другие наши недоброжелатели; и зная, что если бы их можно было устранить легко и быстро, то это мы сделали бы давно; порой невольно приходишь к мысли:

Зачем им такая показушная «забота» о наших людях, когда первые из них, считающие себя «узбекской оппозицией», только и думают о том, как уничтожить большинство из этих людей, добившись возникновения в нашей стране, какого либо бунта толпы, наподобие «арабских революций». Тех «арабских революций», во время которых, как нам частично показывают это по телевизору, иногда даже в прямом эфире, гибнут тысячи и тысячи мирных жителей. А вторые являются представителями той страны, где против этнических узбеков был устроен геноцид. Поэтому невольно возникает и другая мысль: не наняли ли их те страны и международные компании, которые конкурируют с нашей страной на мировых рынках, чтобы, таким образом убрав ее из этих рынков, занять в них ту нишу, которую занимает там наш Узбекистан?

Иначе они, изучив наши проблемы в этих вопросах, если существуют эффективные пути их решения, то подсказали бы нам как быстро и с пользой для народа их решить. Однако на это они не способны, ибо самого такого легкого решения нет и, не было все годы нашей Независимости, которой исполнилось всего лишь 22 года 1 сентября 2013 года. Ибо мы на личном опыте увидели, что оснастить наших фермеров, имеющих средний размер земельного участка на каждое фермерское хозяйство около 85 гектаров, хлопкоуборочными комбайнами, например, Case-IH, со сроком службы в 5 лет, и каждый из которых стоит около 40 (сорока) тыс. долларов США, нам не выгодно даже на условиях лизинга. Ибо они в год используются всего лишь 2 месяца. А создать для этих целей, свою собственную хлопкоуборочную технику, которая обходилась бы нашим фермерам значительно дешевле, при условии, что они не будут снижать качество собираемого урожая хлопка-сырца, как старые хлопкоуборочные машины советских времен, оказалось очень непросто. Но в нашей стране уже начали их выпускать, и на этот 2013 год было запланировано производство 220 новых таких  хлопкоуборочных машин. Есть и другие виды запатентованных хлопкоуборочных машин, присоединяемые к колесным тракторам, позволяющие значительно снизить их стоимость [1]. Но их еще слишком мало…

Именно поэтому наше государство, в лице его муниципальных органов власти, до сих пор вынуждено помогать нашим фермерам и дехканским хозяйствам собрать урожай хлопка-сырца во время короткой осенней хлопкоуборочной компании, в основном вручную, мобилизуя для этих целей разные категории трудоспособного населения. Населения, работающего в различных государственных учреждениях, предприятиях и организациях сельской и городской местности, а также студентов ВУЗов и других учебных заведений, называя такую организацию хлопкоуборочной компании, не иначе, как «ХАШАР». По этой причине возникают вопросы, которые поднимают некоторые СМИ других стран, специально преподнося их в очень острой форме, для того, чтобы привлечь к ним  внимание своих читателей, которых надо ввести в заблуждение по поводу нашей страны, поэтому требующие своего ответа.

Как мы должны относиться к хлопкоуборочным компаниям, ежегодно организуемым в нашей стране и что мы должны ответить на такой вопрос, заданный, на таком сайте, как, например «msn Новости»:  «Сбор хлопка в Узбекистане: трудовая повинность? На этот вопрос однозначно можно ответить: − Нет, это не трудовая повинность, а ХАШАР! Тогда возникает другой вопрос: − А что такое сам ХАШАР, как его можно понять?

ХАШАР, как об этом пишут, например, в Википедии [2], в переводе с арабского (или персидского) языка означает – «совместный труд, благотворительность». Это слово или термин имел в разное время различные значения.

В средневековой Персии понятие «ХАШАР» обозначало трудовую повинность для постройки больших зданий, оросительных каналов, оборонных работ, охотничьих облав, и в этом значении используется, например, Абу-ль-Фазлом Бейхаки (XI в.) [3]. Авторы XII — начала XIII века (Шариф Мухаммад Мансур Мубаракшах в трактате «Правила ведения войны и мужество», Равенди) называют хашаром ополчение, нерегулярную армию. В источниках эпохи монгольских завоеваний под хашаром понимались пленные, используемые при осаде крепостей для подкопов, создания осадных валов, а также как живой щит.

«…Когда подошло войско [противника], то взять [эту] крепость сразу не удалось, благодаря тому, что стрелы и камни катапульт [манджаник] не долетали [до неё]. Туда погнали в хашар молодых мужчин Ходженда и подводили [им] подмогу из Отрара, городов [касабэ] и селений, которые были уже завоёваны, пока не собралось пятьдесят тысяч человек хашара [местного населения] и двадцать тысяч монголов. Их всех разделили на десятки и сотни. Во главу каждого десятка, состоящего из тазиков, был назначен монгол, они переносили пешими камни от горы, которая находилась в трех фарсангах, и ссыпали их в Сейхун» [4].

Затем этот термин стал означать взаимопомощь путём предоставления рабочего скота и рабочей силы, день добровольного безвозмездного труда, помощь одному из членов общины в постройке или ремонте (ср. помочь).

С использованием методов хашара в 1939—40 годы прошлого века был построен на территориях Узбекской ССР (283 км) и Таджикской ССР (62 км), одно из крупнейших ирригационных сооружений советских времен – Большой Ферганский канал. При строительстве этого объекта принимали участие 160 тыс. человек [5].

Методом хашара также строятся жилые глинобитные деревянно-каркасные дома в сельских населенных пунктах, чайханы, восстанавливаются мечети и другие постройки. Но в современном Узбекистане  хашаром начали называть и субботники — безвозмездную уборку территории силами граждан, проводимые в масштабах страны минимум два раза в год — перед Наврузом (21 марта) и Днем независимости Республики Узбекистан (1 сентября), а также ежегодно проводимые хлопкоуборочные компании. Поэтому возникает и такой вопрос.

Если хлопкоуборочные компании, которые проводятся ежегодно в Узбекистане – это тоже можно назвать  ХАШАРом, то имеются ли аналоги таких компаний и в других странах мира? И как они там, у них, называются?

Из тех определений Википедии, которые были приведены выше, не трудно сделать вывод, что ХАШАР – это не что иное, как Волонтерство, о котором говориться в другой статье русскоязычной части этого американского сайта.

Так, Волонтёрство или Волонтёрская деятельность (от лат. voluntarius — добровольно), как пишут там — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Но добровольцы, с точки зрения действующего законодательства Республики Узбекистан  — это физические и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг, т.е. добровольческая деятельность, как и ХАШАР.

Но деятельность таких организаций нуждается в поддержке добровольцев. Для организации добровольческой деятельности, с одной стороны, создаются вакансии добровольцев в благотворительных и иных негосударственных и некоммерческих организациях, с другой стороны — формируется круг поддерживающих организаций и сам добровольческий корпус участников такой благотворительной деятельности, согласных принимать участие в бесплатном труде во благо нуждающихся. Такой бесплатный труд является разновидностью меценатства (бескорыстного дарения в пользу нуждающихся благоприобретателей — людей, природы).

Понятием добровольческая (волонтёрская) деятельность в русском языке часто подменяют понятие «общественная деятельность» (а на узбекском языке «жамоат ишлари»), которой обозначают любую полезную деятельность во благо общества. Так, что же такое сама волонтёрская (добровольческая) деятельность? Волонтерская деятельность эта:

  • посадка цветов, газонов, кустов и деревьев;
  • помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодёжь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды), мигранты, беженцы, бывшие заключённые и другие;
  • благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;
  • помощь животным, добровольная помощь зоопаркам и заповедникам;
  • просветительские беседы, направленные на профилактику наркомании, СПИДа, подростковой преступности;
  • благотворительные концерты и театральные выступления;
  • экологические марши, уборка мусора и загрязнений;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • интернет-добровольчество, к которому относится также Википедия;
  • работа в технической поддержке;
  • оказание посильной помощи органам правопорядка, спасателям, медикам и т.п., например: участие в прочесе местности при поисках заблудившегося человека, опрос населения и т.д. К этому пункту относятся: ППД (Поиск Пропавших Детей), ПСО Экстремум (Поисково-Спасательный Отряд, г. Санкт-Петербург), Добровольцы КК (Красный Крест, г. Москва) и другие;
  • помощь в организации крупных концертов, фестивалей различного рода.
  • раздача просветительской литературы, направленной на улучшение качества жизни человека и его окружения(Фонд Дорога к счастью);
  • работа по защите прав человека в области психиатрии (Гражданская комиссия по правам человека).

Как видно из этого списка в нем не хватает только такой позиции, где говорилось бы о сборе урожая хлопка-сырца, соответствующего «ГОСТ 10202-71. Хлопок-сырец ручного сбора. Технические условия», принятого еще Государственным комитетом стандартов Совета Министров СССР 1 апреля 1971 года. Ибо этот стандарт, на мой взгляд, еще не потерял своего значения.

Но в отличие от ХАШАРА, организуемого для сбора хлопка-сырца в Узбекистане с советских времен, Волонтёрский труд вовсе не оплачивается. Современные волонтёры — не только альтруисты, они работают ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов. Часто волонтерская деятельность — это путь к оплачиваемой работе, здесь всегда есть возможность проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны, попробовать себя в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути.

Но есть и отдельное понятие о Волонтере (в переводе на русский язык — Добровольце). Волонтёр (фр. volontaire, от лат. voluntarius) — это лицо, добровольно поступившее на военную службу [6]. В некоторых государствах система волонтёрства до введения всеобщей воинской повинности (всеобщей воинской обязанности), была основным способом комплектования вооружённых сил (например, в Великобритании). В XVIII — 1-й половине XIX веков в Габсбургской империи, Франции и Италии существовали волонтёрские батальоны и полки, вливавшиеся в состав регулярной армии. При этом понятие Волентера полностью совпадает с понятием ХАШАРчи.

Как мы увидели из анализа, сделанного выше, понятия ХАШАРа и Волонтерства, а также ХАШАРчи и Волонтера, почти, что полностью совпадают, с той лишь разницей, что понятие ХАШАРа гораздо старше понятия Волонтерства или, скажем, европейского хашара.

При этом следует отметить, что история человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Добровольная помощь, оказываемая человеком или группой людей обществу в целом или отдельным людям, основана на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследует целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста. Она может принимать различные формы: от традиционных видов взаимопомощи до совместных усилий тысяч людей, направленных на преодоление последствий стихийного бедствия, урегулирование конфликтных ситуаций, искоренение бедности. Добровольная помощь включает в себя действия, предпринимаемые на местном, общенациональном и международном уровнях, а также на уровне международного сообщества в целом, которые осуществляются, невзирая на границы. Понятие «добровольчество», а в современной западной социологии «волонтерство» применяется для обозначения добровольческого труда как деятельности, осуществляемой людьми добровольно на безвозмездной основе и направленной на достижение социально значимых целей, решение проблем сообщества.

Во Всемирной Декларации Добровольчества, отмечается, что добровольчество – фундамент гражданского общества, оно привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости. В Декларации подчеркивается, что добровольчество – способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализации прав и обязанностей граждан, личностного роста, через осознание человеческого потенциала.

Добровольчество может быть также фактором развития стран, реализуя идею ООН о том, что народы имеют силу изменить мир. Декларация поддерживает права каждой женщины, мужчины и ребенка на вступление в ряды добровольцев независимо от культурных и этнических особенностей, религии, возраста, пола, физического, материального положения. Все люди должны иметь право свободно посвящать время, талант, энергию другим людям не ожидая вознаграждения.

Национальные волонтёрские движения в Азии, Африке и Латинской Америке возникли благодаря освобождению от колониального правления. Одни организации были крохотными и очень хрупкими: в Нигерии Lagos Voluntary Workcamps Organization была настолько бедна, что не могла позволить себе почтовые марки. Её члены доставляли приглашения потенциальным волонтёрам пешком. Другие операции были огромными: в 1960 году ученики школ в возрасте от 15 до 18 лет составили костяк волонтёрской силы, почти без остатка искоренившей безграмотность на Кубе.

Так, одна из наиболее крупных общероссийских общественных организаций, на основе, которой действует разветвленная сеть региональных волонтерских объединений «Детские и молодежные социальные инициативы» – одним  из основных направлений своей деятельности в сфере технологий видеть в создания молодежного волонтерского движения. Именно поэтому был проведен ряд мероприятий в этом направлении: Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогическая поддержка детских и молодежных социальных инициатив», три экспериментальные смены палаточного волонтерского лагеря в ВДЦ «Орленок» и Всероссийский научно-практический семинар «Диалог индивидуальностей» и т.д.

Так, что хлопкоуборочные компании у нас в Узбекистане должны проходить не под контролем Международной организации труда (МОТ), как в 2013 году. Причем, при бойкоте тканей из нашего хлопка [7] и слежке за этим процессом со стороны журналистов, как будто бы в этой хлопкоуборочной компании совершаются какие-то преступления, связанные с детским трудом [8]. А они должны быть организованы на добровольной основе – В КАЧЕСТВЕ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ. И в этом вопросе другие государства, международные организации и предприятия, а также мировые средства массовой информации должны не критиковать нашу страну и бойкотировать ткани из нашего хлопка. А в соответствии Всеобщей декларацией добровольцев, принятой 11-м Конгрессом  Международной Ассоциации Добровольцев 14 сентября 1990 года в Париже:

«… быть нашими партнерами в создании международной атмосферы, благоприятной для эффективного открытого волонтерства – движения, воплощающего солидарность между людьми и народами».

При всем этом, я хочу напомнить тем нашим ХАШАРчи или ВОЛОНТЕРам, участвующим в хлопкоуборочных компаниях из государственных учреждений, предприятий и организаций, а также студентам и другим учащимся, следующие обстоятельства. Обстоятельства о том, что часть доходов от реализации тех товаров, которые получают из хлопка, поступающие в государственную казну в виде налогов, идут им самим в качестве зарплаты, стипендий студентов и зарплаты их преподавателей и т.д. Значит, чтобы мы не делали в своей стране, все это, так или иначе, возвращается к нам самим – узбекскому народу, через те заработки, которые наши люди получают, работая по найму у государства. А также через те объекты сферы жилищного, культурного, социально-бытового, медицинского, дорожного, промышленного, сельскохозяйственного и водохозяйственного назначения, которые осуществляются по всей нашей стране и финансируются государством.

И в заключении хочу подчеркнуть вот что. Я лично верю, что придет такое время, когда наши люди, перестав заниматься такой ручной уборкой хлопка-сырца в результате новой индустриализации сельского хозяйства нашей страны, потом будут с ностальгией вспоминать о тех романтических временах своей жизни, которые были связаны с участием в хлопкоуборочных компаниях, организуемых в нашей стране. Поэтому, пока не пришло такое время, давайте будем принимать участие в таких компаниях. Но, организовывая их по новому, превратив это дело – в волонтерское движение, а говоря по нашему – в настоящий Хашар.

Литература

1. В Узбекистане в 2013 году произведут 220 новых хлопкоуборочных машин (http://www.12news.uz/news/2013/01/28/в-узбекистане-в-2013-году-произведут-220-новы/).

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Хашар.

3. Абу-л-Фазл Бейхаки. История Мас’уда. Глоссарий. — Ташкент: Изд-во АН УзССР, 1962.

4. Рашид ад-Дин. О борьбе монголов с Тимур-меликом.

5. http://slovari.yandex.ru/Большой_Ферганский_канал/.

6. Волонтер // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

7. http://kprf.ru/international/ussr/123432.html.

8. http://www.fergananews.com/news/21255.

Автор: Рустамжон Абдуллаев, доктор экономических наук, академик.

2 октября 2013 года.

Свидетельство о госрегистрации в качестве СМИ № 0954 от 12.04.2013 г., ISSN 2181 - 7332