ШОС: какой бы хотелось видеть ее грандиозную перспективу?

Посещаемость: 4618
U Rossii Svetloe budushee1

Какая перспектива ШОС смогла бы заинтересовать остальные страны мира и объединить их вокруг этой международной организации? Какая инициатива Узбекистана в рамках ШОС смогла бы развязать Афганский узел и привести к долгожданному миру в этой стране? Можно ли создать целые города-СП и сельские районы-СП?

Какая перспектива ШОС смогла бы заинтересовать остальные страны мира и объединить их вокруг этой международной организации? Какая инициатива Узбекистана в рамках ШОС  смогла бы развязать Афганский узел и привести к долгожданному миру в этой стране? Можно ли создать в рамках ШОС не только совместные предприятия (СП) – хозяйствующие субъекты, но и города-СП и сельские районы-СП, соответствующие уровню и качеству жизни аналогичных населенных пунктов индустриально развитых стран?

Попытаемся ответить на эти злободневные вопросы.

1. Предыстория проблемы. В своей статье «Узбекистан: вызовы, угрозы, проблемы и решения – II», опубликованной в Интернет-журнале «Капитал страны», отвечая на вопрос «Откуда произошли узбеки?», я отмечал:

«Об этом вопросе спорят давно. Но я как представитель узбекского народа, представители которого с уважением обращаются не только друг к другу, но и к любым другим людям именем библейского героя Адама (Одам), на основе научных данных и таких священных писаний, как Библия и Коран, придерживаюсь следующего мнения.

Все люди нашей планеты произошли от одних и тех же прародителей. По­этому наши предки, к числу которых относится и великий ученый-астроном и правитель Улугбек, одним из первых написавший историю узбеков на персидском языке, как об этой истории пишет в своей книге «Великий Тимур» и узбекский писатель Евгений Бере­зиков, отнеся себя к тюркским народам, полагали, что после потопа оставшийся в живых с тремя сыновьями и их женами, т.е. невестами, Ной (по мусульманскому Нух) своего сына по имени Хам «послал в землю Хиндустанскую, сына по имени Сам послал в страну Иранскую, сына по имени Яфес послал в северную страну. И сказал он им: «Из чад адамовых, кроме вас, никого не осталось. Теперь вы трое селитесь в этих трех юртах и живите там, и пусть у вас будет много сыновей»…

«Яфес по воле отца покинул гору Джуди и отправился к берегам Итилии (Волги) и Яика (Урала). Он прожил в тех землях двести пятьдесят лет. У него было восемь сыно­вей, и потомство от них было весьма многочисленно. Имена его сыновей: Тюрк, Хазар, Саклаб, Рус, Минг, Чин, Кемери, Тарих.

Яфес, умирая, посадил на свое место старшего сына Тюрка»».

Но дальше, исходя из затронутых в обеих частях этой статьи тем, я не касался вопросов. Например, откуда произошли другие народы? Из числа членов и наблюдателей ШОС, а также некоторых других братских народов, пока еще не являющихся ее членами и наблюдателями. Так вот, теперь этот текст я бы хотел изложить в следующей редакции:

«Значит можно сказать, что, несмотря на то обстоятельство, что все это может быть и легенда, но все же мы все, как узбеки, казахи, кыргызы, тюрки, туркмены, азербайджанцы, уйгуры… – потомки Тюрка, так и русские, белорусы… – потомки Руса, китайцы – потомки Чина, индусы и пакистанцы – потомки Хама и дру­гие народы, как например, монголы, а также иранцы, афганцы и таджики – потомки Сама, являемся братскими народами. И если учесть, что об этом писал в своей книге об истории четырех родов (улусов) в XV веке не кто-нибудь, а сам великий ученый и мыслитель Улугбек. Причем, будучи правителем могучего по тем временам государства, не зависящего ни от российского, ни от китайского государств, он явно высказывал беспристрастное мнение».

А почему я повторяю и расширяю текст тех мыслей, которые были изложены раньше в упомянутой выше статье, будет ясно, если посмотреть на список государств-членов и наблюдателей ШОС и чуть ниже, когда я затрону экономические вопросы…

С июня месяца 2009 года Узбекистан является председателем Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Как отмечают многие международные эксперты, за период председательства Узбекистана в ШОС предпринимались важные шаги, которые были направлены на дальнейшее укрепление и развитие этой международной организации. Но я хотел бы остановиться на некоторых специальных вопросах.

2. Какой должна быть перспектива ШОС? Если в состав государств-членов ШОС вступили бы такие крупнейшие страны, как, например, США, Япония, Индия и Бразилия, а также Евросоюз, в результате чего можно было бы переименовать ее, скажем, как Мировая Организация Государств (МОГ) или Мировая Организация Глав Государств (МОГГ), то можно было бы смело предположить, что остальные государства нашей планеты не остались бы в стороне от этой международной организации. Международной организации, которая, включив в свой состав даже Организацию Объединенных Наций (ООН), смогла бы решать глобальные проблемы и вопросы гораздо успешнее, ООН. Причем такие глобальные проблемы и вопросы, которые связаны с мировыми политическими, социальными, экономическими, финансовыми, экологическими и др. кризисами. А также с международным терроризмом, незаконной миграцией людей, торговлей наркотиками, радиоактивными веществами, людьми и другими проблемами, несущими угрозу всему человечеству.

Именно такая организация и могла бы, на мой взгляд, создать подконтрольный себе Мировой эмиссионный центр и новую мировую валюту, о чем я говорил в своей статье «Путь выхода из мировых экономических и политических кризисов», опубликованной в Интернет-журнале «Капитал страны». Речь идет о новой мировой валюте вместо долларов США, эмиссию которых осуществляет Федеральная Резервная Система США со своими 12 Центральными банками, которые ныне и отвечают за мировую валюту. Но они, служа в первую очередь интересам Соединенных Штатов Америки, имеющих астрономический внутренний и внешний долг, зачастую наносят ущерб финансовым и экономическим системам не только государств-участников ШОС, но и других стран, включая ЕС, что показал и доказал нынешний мировой финансовый кризис.

3. Возможно ли построение городов-СП и сельских районов-СП в странах ШОС?Зададимся следующими вопросами. Возможно ли построение городов-СП и сельских районов-СП для решения проблем, связанных с дисбалансом трудовых ресурсов в странах ШОС?

Такие страны-члены ШОС, как Узбекистан, Китай, Кыргызстан и Таджикистан, имеют немалый избыток трудовых ресурсов. Поэтому они могут организовать экспорт рабочей силы в другие страны, где на этот товар есть соответствующий спрос. Но вопросы экспорта и импорта такого товара, не отделимого от их хозяев – трудовых мигрантов и гастарбайтеров (гостящих работников) – в рамках ШОС можно решить не в буквальном смысле тех экономических терминов, которые именуются «импортом» и «экспортом», а несколько иначе. А как?

Для того, что бы ответить на этот вопрос сначала надо проанализировать несколько факторов, которые непосредственно связаны как с самой рабочей силой, так и с ее использованием.

В настоящее время, когда речь касается привлечения иностранных инвестиций в форме иностранного капитала, банковского кредита и других средств, для этих целей законодательство стран ШОС предусматривает помимо привлечения прямых инвестиций, вносимых в ценные бумаги и в уставные фонды иностранных предприятий, покупку имущества нерезидентами — иностранными физическими и юридическими лицами. Речь идет об учреждении различных совместных предприятий (СП) в форме ООО, ОАО и т.д., которые и становятся заводами, фабриками и другими предприятиями материального производства и сферы услуг, где и создаются новые рабочие места.

Но такие страны-члены ШОС, как Россия и Казахстан имеют территорию, равную в совокупности почти одной шестой части земной суши, где имеется несметное количество природных ресурсов, но не хватает рабочей силы для ускоренного освоения этих территорий. Поэтому на этих территориях такие совместные предприятия (СП) с долевым участием физических и юридических лиц других стран-членов ШОС нужно создать не сотнями и тысячами, а десятками тысяч. Но простая гонка за количеством совместных предприятий без решения вопросов, связанных с комплексным освоением тех территорий этих стран, которые могут быть отведены на такие цели, вряд ли будет эффективной. Поэтому этот вопрос следует решить, на мой взгляд, на основе несколько иного подхода, а именно следующим образом.

На тех необъятных территориях России и Казахстана, которые с целью освоения и развития могут быть теоретически отведены на такие цели следует строить не просто тысячи совместных предприятий, а надо ускоренными темпами строить, я бы сказал, крупные города и сельские районы, соответствующие населенным пунктам индустриально развитых стран. Надо строить их не только за счет средств только лишь России или Казахстана, а на принципах создания совместных предприятий, т.е. путем долевого участия как государств-членов, так и различных инвесторов стран ШОС и других стран мира, не являющихся членами этой организации.

В таких городах-СП и сельских районах-СП совместные предприятия, являющиеся хозяйствующими субъектами, должны будут производить все виды товаров по замкнутой схеме или цепочке до производства конечной продукции или товаров народного потребления. При этом такие города и сельские районы, имеющие всю необходимую инфраструктуру в соответствии с их генеральными планами развития, во-первых, должны быть рассчитаны на первом этапе реализации таких проектов на 25-30 лет, предусмотрев соответствующие их корректировки каждые 5-6 лет. И на такое количество населения, которое на первом этапе реализации такого Проекта должно составить 50-75 млн. человек, а на втором и последующих этапах должно достичь, как я полагаю, не менее 100-150 млн. человек. Во-вторых, подобные города и районы должны быть спроектированы таким образом, чтобы в них могли трудиться и с комфортом жить не только люди из числа местного населения, но и люди, которые придут сюда работать и жить из тех стран ШОС, у которых имеются избыточные рабочие ресурсы.

К числу таких населенных пунктов, но отличающихся от них своей специализацией и уровнем образованности населения, я бы отнес и такие населенные пункты, которые известны нам как «силиконовые» и «кремниевые» долины, которые существуют в США. Они благодаря усилиям специалистов, в первую очередь из Китая и России, очень скоро смогли бы стать, такими же, как в США, а быть может, даже и намного лучше, чем там.

Для Китая и России вкладывать свои огромные валютные резервы на реализацию таких грандиозных Проектов будет гораздо выгоднее и эффективнее, чем вкладывать их в ценные бумаги США с целью получения дивидендов, но поддерживая при этом не свою экономику, а экономику своего конкурента в глобальной экономике. При этом такие проекты помогут решить им и собственные проблемы: для Китая – избыток трудовых ресурсов, для России – необходимость увеличения численность населения для освоения своей территории, так же как и для Казахстана.

4. О вопросе по спасению Аральского моря в рамках ШОС. Государствам-членам ШОС следует, наверное, обратить серьезное внимание на проблему спасения Аральского моря и водные проблемы Центральной Азии, приняв специальное решение по этим вопросам. Спасти Аральское море в ближайшем будущем, на мой взгляд, можно, наверное, только лишь путем переброски части стока сибирских рек в Центральную Азию, что планировалось еще в советское время. Однако этому проекту не суждено было осуществиться не только потому, что к нему отрицательно относилась и относиться некоторая часть ученых и творческой интеллигенции, строящая свое обоснование несостоятельности этого грандиозного проекта не на серьёзных аргументах и научных исследованиях, а на эмоциях, но и из-за распада Советского Союза.

Теперь идея поворота части стока сибирских рек в Центральную Азию воплотился в новом Проекте, презентация которого состоялась в Узбекистане еще в 2008 году. Срок строительства этого грандиозного Проекта, создающего еще и соответствующий транспортный коридор, составляет 15-20 лет при его стоимости в 100-150 млрд. долларов США и окупаемости 7-10 лет. Однако осуществление этого Проекта может стать вполне реальным, если государства-члены ШОС, особенно такие государства ее члены, как Китай и Россия, не только одобрят, но и займутся изысканием средств для его реализации совместно с остальными заинтересованными участниками этой организации.

Осуществимость этого Проекта не вызывает у меня никакого сомнения еще и потому, что у такой великой державы, каковым является Китай, уже есть немалый опыт реализации подобного проекта: реализацией Проекта «поворота рек» стоимостью в 60 млрд. долларов США в Китае занимаются еще с 2002 года. Причем осуществление этого проекта рассчитано на более длительный срок, чем наш — на 50-60 лет и предусматривает сооружение сети каналов: Восточного, Центрального и Западного, по которым в северном направлении будет перебрасываться часть стока величайшей реки Евразии – Янцзы, а также рек Хуайхэ, Хуанхэ и Хайхэ.

5. Как можно установить мир в Афганистане? И последний вопрос, на котором я хотел остановиться, это вопрос, который связан с инициативами Узбекистана по установлению долгожданного мира в многострадальном Афганистане.

Я в своей статье «Какая форма правления эффективнее для Центральной Азии: республика или монархия» делал такие выводы, как, например: «…республиканская форма государственного правления не оправдывает себя. Она дает осечку уже не первый раз не только в Кыргызстане, но и во многих других странах. А для того, чтобы убедиться в правильности этой точки зрения, можно обратиться не только к опыту стран СНГ, но и таких стран, как Афганистан…и т.д.».

Поэтому я давал рекомендацию перейти мирным путем на монархическую форму государственного правления не только странам Центральной Азии, но и всего СНГ.

По этой причине возвращаясь к этому вопросу еще раз, и для краткости изложения не прибегая к анализу тех военных событий и террористических вылазок в Афганистане, которые уносят жизни многих мирных жителей этой страны вот уже в течение более 30 лет, мне хочется обратить внимание государств-участников ШОС на необходимость восстановления в этой стране монархии для установления мирной жизни. Той монархии, которая была установлена в Афганистане в 1929 году и была унаследована королём Мухаммедом Захир Шахом в 1933 году, и обеспечивала мир в этой стране в течение более 40 лет до государственного переворота 1973 года, осуществленного его двоюродным братом, провозгласившего эту страну республикой.  Я считаю, что только восстановление монархии в этой стране, как это имело место, например, в Испании, может положить конец как гражданской, так и другой войне (которую проводят там страны НАТО), объединив все племена и другие военизированные силы Афганистана во имя своей мирной жизни. И я полагаю, что в этом вопросе авторитетное мнение и рекомендация ШОС смогли бы сыграть решающее значение…

Автор: Абдуллаев Рустамжон, доктор экономических наук, академик.

Статья была опубликована множеством интернет изданий в июне 2010 года.

Свидетельства о госрегистрации в качестве СМИ № 0954 от 12.04.2013 г. и 24.11.2017г, ISSN 2181 - 7332