Прав В. Путин ― Узбекистан и Россию действительно связывают многовековые узы дружбы
Посещаемость: 13530Президент России Владимир Путин во время своей встречи с Президентом Узбекистана Исламом Каримовым, прошедшей 15 мая 2012 года в Кремле говорил, что «Узбекистан и Россию связывают тесные, многовековые, …, узы дружбы и отношений. Будем, опираясь на эту базу, доставшуюся нам из истории, от наших предков, двигаться вперёд …». Поэтому возникают вопросы: Когда появилось на исторической карте мира первое узбекское государство, носившее название «Узбекистан» и строившее те отношения, о которых говорил В. Путин? Кем были правители и народ этого государства по своему этническому происхождению? При создании, какого государства узбеки впервые появились на исторической сцене, как самостоятельный этнос? Еще, какие государства относились к числу узбекских государств?
Узбекистан и Россию связывают тесные, многовековые узы дружбы. Будем, опираясь на эту базу, доставшуюся нам от наших предков, двигаться вперёд, и двигаться тем темпом и с тем качеством, которого требует от нас время.
(Краткая история узбекских государств)
Предисловие
Отвечая на вопросы, приведенные в аннотации к данной статье и по многим другим причинам, я написал и опубликовал на страницах Википедии свою статью под названием «Узбекские государства», текст, которой и составляет основное содержание данной статьи. При этом хочу подчеркнуть, что я вопрос о происхождении русского народа затрагивал и в своей статье «Русский народ – не от иранцев, а таджики – не арийцы», опубликованной многими сайтами runeta в ноябре 2011 года. Ибо в отличие от других авторов и многих российских и иных историков, связывающих происхождение русских с Иранским народом, Я СЧИТАЮ РУССКИЙ НАРОД САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАСОЙ.
К тому же вопросы истории Узбекистана и России приобретают актуальность и в связи с поручением Президента РФ В. В. Путина соответствующим государственным структурам РФ о создании нового единого учебника истории России. Как пишут «Известия», он на заседании совета по межнациональным отношениям подчеркивал, что:
«К созданию таких учебников должны приложить руку не только специалисты Минобразования, но и Академии наук и двух старейших российских организаций — Исторического и Военно-исторического обществ».
Но было бы правильным включение в состав авторов такого учебника и историков, и других специалистов стран СНГ, с историей которых тесно переплетена история России.
Теперь для того, чтобы читатели поняли вопросы: о каких узбекских государствах идет речь в данной статье, начну ее со следующего определения понятия «узбекские государства». И так:
Узбекские государства[1] (узб. O’zbek davlatlari, Ўзбек давлатлари) ― это те государства, которых называли и называют Узбекистаном (узб. O’zbekiston, Ўзбекистон), а также те государства, основное население, которых, так или иначе относило себя к узбекам (узб. ед. Ўзбек; O’zbek,), и которых называли узбеками (узб. мн. Ўзбеклар; O’zbeklar); у власти, которых находились династии правителей из тюркских родов и племен, входивших в состав узбекского народа.
Первое узбекское государство
Первым независимым узбекским государством, носившим с 1312 года название Мемлекет–и–узбеки (Страна узбеков) ― Узбекистан[2], в честь его величайшего правителя Узбек-хана, было то государство, которого много позже, с 1566 года в литературных источниках[3] начали называть «Золотой Ордой».
Узбек-хан ― правитель первого узбекского государства
Основная статья Википедии: Узбек-хан
Узбек-хан был не только великим ханом (султаном, царем) первого монархического узбекского государства[1] ― Узбекистана, но и его великим реформатором, в начале, сам став мусульманином, превратившим эту веру в государственную религию. А говоря современным языком, осуществившим не только подобную реформу, носящую идеологический характер, в результате которой ему удалось ликвидировать феодальные распри в своем государстве, но и административно-территориальную и экономическую реформы. Если в результате административно-территориальной реформы внутри единого государства ― Узбекистан, были созданы 4 крупных административно-территориальных образований — улусы, такие как Сарай, Хорезм, Крым и Дешт-и-Кыпчак, которые возглавлялись назначаемыми лично Узбек-ханом улусными эмирами — улусбеками[4] (Главным улусбеком был беклярбек. Следующим по значению сановником — визирь. Две остальные должности занимали особо знатные или чем-либо отличившиеся феодалы. Данные четыре области делились на 70 мелких владений (туменов), во главе с темниками), то в результате экономической реформы были упразднены баскачества, с одновременной передачей русским вассальным князьям права самим взимать дань и налоги, что значительно расширило их самостоятельность[5].
В результате всего этого ему удалось добиться как увеличения военной и политической, так и экономической мощи своего государства ― Узбекистана. А это позволило заниматься ему не только с широкомасштабной благотворительной деятельностью среди населения, что соответствовало духу мусульманства того времени и укрепило его авторитет среди населения; построить новую столицу — город Сарай аль-Джедид (Новый Дворец). Но и превратить УЗБЕКИСТАН в настоящую империю — Великое Государство.
Именно поэтому его признавали во всем мире и стремились установить с ним дипломатические отношения многие страны. К числу таких стран, установивших с тем Узбекистаном дипломатические отношения, можно отнести Византию, Индию, страны Западной Европы. А султан Египта ан-Насир Мухаммед и король Византии Андроник II не только установили дипломатические отношения с этим великим узбекским государством. Но еще, посчитав за честь породниться с таким могущественным монархом, как Узбек-хан, если первый из них взял в жены его сестру Тулунбай, то второй — выдал за него свою дочь Тайдулу. Принцессу, которая стала не только его второй старшей женой, но и настоящей царевной Узбекского царства после его смерти, во время правления их сыновей Тинибека и Джанибека.
Кроме того Узбек-хан был достаточно благосклонным к русским князьям и другой знати. Именно поэтому он стремился помешать захвату поляками Галицко-Волынского княжества. За честность и мужество наградил Московского князья Ивана Калиты ярлыком на великое княжение и Шапкой Мономаха, в качестве княжеской короны, ставшей впоследствии главной регалией русских великих князей и царей, и выделил ему 50-ти тысячное войско. А в 1337 году с его разрешения был организован поход объединенного узбекско-русского войска на Люблинское воеводство. Затем по просьбе галицкого воеводы и знатного боярина Дмитра Дедко он направил против короля Польши Казимира III 40-тысячное войско…
Ведь не зря абсолютно всеми историками признается, что высшей точкой военного могущества Золотой Орды было время именно Узбек-хана (1312—1342). А Ибн-Баттута, путешественник, повидавший на своем веку многое, лично встретившись с Узбек-ханом в 1333 году, дал ему самую высокую оценку, сказав, что: «Он один из тех семи царей, которые величайшие и могущественные цари мира»[6]. А другие историки пишут, что его власть была одинаково авторитетна на всех землях его обширных владений. Например, согласно арабскому историку XV века Ибн-Арабшаху[7], караваны из Хорезма проходили на телегах совершенно спокойно, «без страха и опаски», до самого Крыма в течение 3 месяцев. Не было надобности возить с собой ни фуража для лошадей, ни продовольствия для сопровождающих караван людей. Более того, караваны не брали с собой проводников, так как в степях и земледельческих районах было густое кочевое и земледельческое население, у которого можно было все необходимое получить за плату[8].
Столица первого узбекского государства
Сарай аль-Джедид ― столица первого узбекского государства ― УЗБЕКИСТАНА XIV в., по словам Ибн-Арабшаха: была научным центром, источником счастья и за короткое время там стало так много знаменитых ученых, писателей, чутких и великих людей, а также обладателей интересными качествами и способностями людей, так что, нигде в другом месте, даже в Египетской (Каирской) соборной Мечети Мечети Аль-Азхар и в его кишлаках не могло собраться столько. Между строительством Сарая и превращением его в развалины прошло шестьдесят три года. Он (Сарай) своим видом и многочисленным населением был одним из самых великих городов.
Рассказывают, что один из рабов знати Сарая убежал [от хозяина] и жил недалеко от большой дороги. Здесь он открыл себе небольшой ларек и занимался мелкой торговлей и таким образом зарабатывал себе пропитание. Этим он занимался на протяжении десяти лет и ни разу не встретился и не столкнулся с хозяином. Это было из-за того, что Сарай был очень великим, с многочисленным населением. Как рассказывают о нем путешественники, историки и дервиши, Сарай был расположен на берегу одного из притоков, среди однозвучно текущих рек и соединяющихся во едино пресноводных рек и считающийся самой большой [рекой] Итил (Волга)[7].
Государственный язык
Государственным языком первого узбекского государства ― Узбекистана, был тюркско-староузбекский язык. Это тот староузбекский язык:
— который в те времена, из-за того, что этот язык и в другом государстве — Чигатайском Улусе, на территории которого находились часть Хорезма, Самарканд, Бухара и другие города Мавераннахра и Туркестана, где в основном обитали тюркские роды и племена, был государственным языком[9];
— которого многие историки ошибочно называли и называют «чигатайским языком», не отличая государственный язык Улуса Чигатая, названного так в честь второго сына монгольского императора Чингизхана ― Чигатая, от монгольского языка самих монголов, так или иначе возглавлявших сам этот улус[10];
― в определении и именовании, которого среди ученых, изучающих тот период истории, несмотря на то, что великие узбекские поэты Алишер Наваи и Бабур (Захир-ад-дин Мухаммад), свои произведения сочиняли именно на этом языке, нет единого мнения, из-за того, что они – ученые, плохо знали и до сих пор плохо знают этот язык.
Население
Население первого узбекского государства ― Узбекистана, с этнической точки зрения представляло собой довольно пестрый конгломерат самых различных народов (также как, скажем, в современной РФ). Среди него были представители волжских булгар, русских, буртасов, ясов, черкесов и др. Однако основную массу населения этого узбекского государства составляли люди из тюркского рода КИПЧАК[11][12], жившие на его территории до прихода 70 тысячной Монгольской армии, возглавляемой Джучи ― пасынком Чингисхана (ошибочно считающегося многими историками его родным ― старшим сыном от его старшей жены Бортэ), состоящей на 80% из тюркского племени КУНГРАТ[1]. Поэтому языковых проблем между кипчаками и кунгиратами не было. А если учесть тот факта, что в арабских источниках этнический состав армии Джучи ошибочно относили и к другим тюркским родам и племенам, как татары, которые составляли незначительное число его армии, то и в этом случае между этими тюркскими родами и племенами языковой проблемы не было. А что касается тех 4000 (четырех тысяч) воинов, состоящих из монгольских родов и племен, выделенных для армии Джучи со стороны Чингисхана[13], то они уже тогда начали растворяться в кипчако-кунгиратской среде, постепенно забывая даже свой родной язык.
Теперь для того чтобы уточнить кого собой представляют КИПЧАКи и КУНГРАТы (унгираты, хонхираты), с учетом того факта, что в арабских источниках этнический состав армии Джучи относили к татарам, если обратится к спискам 92 тюркских родов и племен[14], то из них можно выделить следующий список, соответствующий списку тех тюркских родов и племен, которые составляют узбеков[1][13][14]:
агар, алчин, аргун, арлат, баган, барлас, бахрин, бостон, будай, буйазут, буйтай, буйурак, буркут, бусе, гариб, гирей, джалаир, джалджут, джуйут, джуладжи, джурат, джусуладжи, джыйыт, дуджир, дурмен, йадж.к.р., калмак, калывай, канглы, кара, карлук, кары, каттаган, кенегес, кераит, килечи, КИПЧАК, кият, кохат, КУНГРАТ, кур, курлаут, кучи, кыргыз, кырк, кышлык, кыят, мангыт, масид, махди, меркит, минг, митан, найман, никуз, оглан, оглен, ойрат, онг, онгачит, онгут, олхонут, пуладчи, рамадан, сарай, сахтиян, сулдуз, сымырчик, табын, там, тама, тангут, таргыл, ТАТАР, тувадак, туркмен, тушлуб, уз, уйгур, уймаут, уйшун, урмак, утарчи, хафиз, хытай, чакмак, чилкас, чимбай, ширин, шубурган, шуран, юз, ябу;
откуда можно увидеть, что все они входят в состав этого списка.
Таким образом, говоря современным языком, можно с уверенностью сказать, что титульной нацией и первого узбекского государства ― Узбекистана, были не иначе как узбеки, состоящие из 3 таких тюркских родов и племен, как кипчаки, кунграты и татары.
Однако они тогда из-за своей малочисленности еще не были в облике (или форме) единого узбекского этноса, поэтому термин «узбеки» в Великом Государстве Узбек-хана, соответствовал обобщенному понятию военной аристократии или военного сословия этой монархии (аналогичного понятиям, например: самураи и дворянство), к числу которого относились: ханы, эмиры, беки, богодуры (рыцари) и т.д. Но в отличие от других монархических государств того периода, название «узбеки» распространялся и на рядовых воинов. Ибо узбекская армия того периода истории была наемной, т.е. состоящей из профессиональных воинов, призванных на службу со стороны государства из числа представителей тюркских народов и потомков тех 4000 воинов из числа монгольских родов и племен, которых в распоряжение Джучи, передавал еще сам Чингисхан[1][15].
По этой причине среди не мобилизованной на военную службу части тюркских родов и племен государства самого Узбек-хана и даже за его пределами, было не только очень почетным и престижным стать узбеком ― членом военного аристократического сословия, но и выгодным. Ибо если отдельные сотни, тысячи и десяти-тысячные (тумени) отряды вместе с территорией для кочевания отдавались во владение тому или иному беку, то и семей воинов-узбеков, вместе с ним имеющих право [в мирное время] заниматься со своим хозяйством, не оставляли в стороне. А хан Золотой Орды, как собственник всей земли в государстве, раздавал землю и скотоводов во владение бекам через эмиров, с условием, что те будут за это исправно выполнять определённые повинности. Важнейшей повинностью, конечно же, была военная служба. Поскольку каждый бек был обязан по первому требованию эмиров (которые находились в соответствующем подчинении самому хану) и в установленный им срок, выставить в пункты их сбора, поле сражения или других военных мероприятий, установленное количество воинов, за благополучной жизнью и хозяйственной деятельностью семей, которых он следил. А сам бек в своём уделе мог эксплуатировать труд земледельцев и скотоводов, представляя им, в аренду, свои земли, а скот на выпас или привлекая их непосредственно к работе в своём хозяйстве. А мелкие беки служили крупным бекам — феодалам, а те эмирам[1].
Здесь следует подчеркнуть и то обстоятельство, что иногда авторы, не разбираясь в названиях родов и племен тюрков и монголов, к тому же неправильно произнеся их, также как название знаменитого тюркского рода КУНГРАТ, на узбекском языке ― ҚЎНҒИРОТ (узб. qo’ng’ir ― бурый, а ot — конь; значить QO’NG’IR OT ― это бурый конь), путают монголов с тюркским родом моголов, а Монголию с Моголистаном. Поэтому следует помнить слова великого персидского историка Рашид-Ад-Дина, говорившего о тюрках следующие слова:
«Так как к ним была [проявлена] божественная помощь, то за время около четырехсот лет от них [произошло] множество ответвлений и по своей численности они превысили другие [народы]; вследствие же их могущества другие [племена] в этих областях также стали известны под их именем, так что большую часть тюрков [теперь] называют монголами»[16].
Этническая принадлежность правителей Узбекистана
Этническая принадлежность правителей первого узбекского государства связана с именем Чингисхана, но берет свое начало от его пасынка (старшего сына) Джучи. Поэтому если теперь обратится к происхождению самого Чингизхана, то из литературных источников можно узнать, что его мать Оэлун была из племени ОЛХОНУТ — ветки племени КУНГРАТ, которую Есугей — отец Чингизхана, отбил у Еке-Чиледу — богадура из племени МЕРКИТ. А мальчик, произошедший на свет в результате брачного союза Есугея и Оэлуна, был назван в честь вождя одного из тюркских племен Темучина-Уге, которого Есугэй победил накануне рождения сына[17] [18].
Причиной такого, довольно интересного исторического факта, имеющего немаловажное значение для этногенеза узбеков, является то положение, что закреплено в «Сокровенном сказании монголов». А именно: тюркский род КУНГРАТ должен был быть и являлся брачным родом (қуда-анда) монгольского рода БОРДЖИГИНОВ — Тэмуджина (Чингисхана) и его предков[18]. Именно поэтому эту традицию продолжил не только сам Чингисхан, женившись на представительницу племени КУНГРАТ — Борте (Бурте Кучин), но и его сыновья, внуки и т.д. Поэтому если теперь обратится к биографии Джучи — старшего сына (пасынка) Чингисхана, то можно обнаружить очень важные и интересные обстоятельства и, самое главное, не разгаданную тайну его происхождения и этнической принадлежности, связанную с таким удивительным положением родоплеменных отношений в жизни этих народов того исторического периода.
ДЖУЧИ родился около 1182 года от первой, самой любимой, уважаемой и влиятельной жены Чингисхана Борте, но существует историческая версия, что старший сын Чингисхана, Джучи, не был его родным сыном. Именно поэтому Джучи (узб. ― Yo’lchi; Йўлчи) и переводится как «Путник» или «Гость из дороги»[19]. Основной причиной оспаривания отцовства Чингисхана является пленение его жены Борте, тюркским племенем МЕРКИТ, вскоре после освобождения, от которого родился Джучи. Возможным отцом Джучи, в соответствии с «Сокровенным сказанием монголов», мог быть только лишь Чильгир-Боко из тюркского племени МЕРКИТ — богодур (рыцарь), который и взял Борте в наложницы. При этом следует отметить, что Чильгир-Боко был младшим братом Чиледу, который хотя уже и умер ко времени пленения Борте, но у которого Есугей — отец Чингисхана, отбил в свое время невесту — Оэлун из рода ОЛХОНУТ, являвшимся одной из ветвей того же племени КУНГРАТ[20], т.е. будущую мать Чингисхана. Однако Тэмуджин признал Джучи своим родным сыном, заявив, что в момент пленения МЕРКИТами, его жена Борте, уже была беременна от него самого. Тем не менее, «проклятие меркитского плена» висело на Джучи-хане и преследовало его всю жизнь[17].
Как пишет Мирзо Улугбек в своей книге «Тўрт улус тарихи»[19], родные сыновья Чингисхана неоднократно выражали сомнения относительно их родства с Джучи и оскорбляли его, указывая на этот факт. Но сам Чингисхан называл Джучи своим родным сыном. Тем не менее, из-за сомнений о происхождении Джучи, Чингисхан был вынужден назначить наследником престола Монгольской империи не его, как старшего, а своего третьего сына, Угэдэя. Именно по этой причине ни один представитель рода Джучи так и не стал кааном всей этой империи, созданной Чингизханом.
Таким образом, если учесть, что биологическим отцом Джучи был Чильгир-Боко — богодур из тюркского племени МЕРКИТ, а его матерью — Оэлун из рода ОЛХОНУТ, который является одной из ветвей тюркской племени КУНГРАТ, то не трудно прийти к выводу, что: Джучи, от потомков, которого происходят все государи, царевичи Золотой Орды (Дешт-и-Кипчака) и узбеки, был не иначе, как чистым тюрком, по своему этническому происхождению не имеющим к монгольским родам и племенам чингизидов, никакого отношения. Думается, менно этим обстоятельством и обусловлен тот факт, который со ссылкой на Рашид-Ад-Дина отмечается во многих работах о натянутых отношениях между Чингизханом и Джучи[19]. О том даже, что указание на убийство Джучи давал сам Чингизхан из-за того, что он отказывался исполнять его волю по завоеванию Русских земель, Европу и т.д. А также о малой численности монгольских войск, переданных Чингизханом Улусу Джучи: всего-навсего 4 тысяча человек.
Однако последнее обстоятельство, имеет под собой определенную почву, если предположить и учесть, что Джучи точно знал о своем этническом происхождении и, не доверяя своим братьям, сформировал свою гвардию и воинов центра (ставки) Золотой Орды не из монголов, а из членов родственных ему племен и родов. Поскольку основную часть из 70 тысячного войска Улуса Джучи почти 80% или 55 тысяч[21], составляли воины из тюркского племени КУНГРАТ, являющиеся близкими родственниками Джучи, как по линии его материи и старшей жены Сартака, так и по линии отца, как представителя тюркского племени[1]. У Орды — старшего сына Джуче-хана все три старшие жены были из того же племени КУНГРАТ. Но с точки зрения истории узбекских государств интересна судьба второго сына Джучи-хана – Бату (Батый), второй по счету правитель Улуса Джучи (1227—1255). Ибо происхождение правителя первого узбекского государства ― Узбек-хана, восходит именно к нему.
Для того, чтобы узнать происхождение Узбек-хана, если обраться к «Джами’ ат-таварих» («Сборник летописей») Рашид-Ад-Дина[18], то не трудно узнать, что и Бату появился на свет от Уки-фудж-хатуна — дочери Ильчи-нойона из тюркской племени КУНГРАТ. Но Узбек-хан был сыном Тогрулчи, десятого сына Менгу-Тимура — внука Бату-хана. А матерью Менгу-Тимура была Кучу-хатун из тюркского рода ОЙРАТ[1]. Но и первой его старшей женой тоже была представительница славного тюркского племени КУНГРАТ по имени Олджай-хатун, от семейного союза с которой, и появился на свет десятый сын Менгу-Тимура — Тугрылчи, отец Узбек-хана[18]. Так что основатель первого узбекского государства ― Узбекистана, первый великий и знаменитый его правитель ― Узбек-хан, имел чисто тюркское происхождение.
Такое же тюркское происхождение имели и все другие правители первого узбекского государства ― Узбекистана, и после Узбек-хана, перечисленные в статье, посвященной Золотой Орде. Именно поэтому их и называли узбеками[1][8][18][20][22]. По этой причине историк Темура — Низам Ад-дин Шами в своем рассказе о бегстве двух его эмиров, сообщает, что: «Когда они (Эмиры Адидьшах и Сары-Буу, восставшие против Тимура в 1377г.) поняли, что не являются людьми могущими противостоять ему, то бежали, ушли в область узбеков и укрылись у Урус-хана». При этом он и самого Уруса называет ханом узбеком[20][23].
При этом термин “узбеки” применялся не только по отношению к Урус-хану, но и по отношению к его подданным[20]. К тому же другой историк Темура — Шереф Ад-Дин Йезди, рассказывая о посольстве 1397 года от золотоордынского Тимур Кутлуга, называет прибывших послов, послами узбеков[20][24].
Правовой статус первого узбекского государства
В период правления Менгу-Тимура (1266—1280) — деда Узбек-хана, Золотая Орда стала государством, полностью независимым от Монгольской империи. Именно поэтому в 1269 году на курултае (съезде) в долине реки Талас Мунгу-Тимур, а также Борак и Хайду — ханы соответственно Чагатайского и Угедэева улусов, признали друг друга независимыми государями. И заключили союз против великого хана Хубилая на случай, если он попробует оспорить их независимость от центральной власти Монгольской империи[25]. Однако независимое золотоордынское государство продолжали называть Улусом Джучи, пока его трон не занял Узбек-хан (1312—1341). Поскольку именно при нем Великое Государство, монархом, которого он был, начали называть в его честь Государством Узбека, Узбекским Улусом, Страной узбеков, то есть Узбекистаном, а его подданных, являющихся одновременно и его храбрыми воинами — узбеками.
Краткие исторические сведения о других узбекских государствах
Узбекистан при Тохтамыше
Основная статья Википедии: Тохтамыш.
Среди ханов первого узбекского государства, продолжавшегося существовать вплоть до XVI в. был и такой его правитель, как Тохтамыш. Не зная своего истинного происхождения, пытавшийся восстановить Великое государство (Улус Джучи) времен Чингисхана, думая, как и многие нынешние радетели его рода, считающие себя чингизидами, не зная, что они по своему происхождению не имеют, к одному из величайших личностей в истории человечества — Чингисхану, никакого отношения, как и тот хан Узбекистана— Тохатамыш, который покорял многие русские земли и города, осуществив даже нашествие на Москву, применив для этого обман и хитрость, уничтожив впоследствии даже и тех, которые поверив ему, открывали ворота этого величественного русского города и встречали его хлебом и солью. А потом разграбив Москву, вместе с ее населением и устроив в нем разрушительный пожар[8].
Империя Тамерлана
Основная статья Вкипедии: Тамерлан.
Cреди тюркских правителей Мавераннахра был и такой великий полководец, не чем не уступающий Чингисхану, как Амир Темур (Тамерлан) — именовавший себя султаном Турана и эмиром Туркестана, которому было суждено не только освободить Русь от нашествия Тохтамыш-хана, но и покорить и полностью прекратить существование, возглавляемого им государства[8][26]. А это впоследствии, так или иначе, способствовало рождению от осколков первого узбекского государства — тюркских племен-воинов, считающих себя узбеками, чисто узбекских государств XV и XVI веков во главе с ханами из династии Шейбана — пятого сына Джучи-хана, покоривших даже государства династии самого Амира Темура. Тех тимуридов, которых в XVI веке они, вытеснили даже за пределы Мавераннахра, в результате чего они вынуждены были довольствоваться покорением Индии, территорий современного Афганистана и Пакистана, как правитель Империи Великих Моголов, великий узбекский поэт и писатель Бабур, относящийся к числу тимуридов.
Но сам Амир Темур является не только освободителем Русских земель от Тохтамыша, но и Европы, от нашествия Османской империи времен султана Баязида I по просьбе самих европейских монархов[26]. Именно поэтому в 1405 году в Париже был воздвигнут памятник Амиру Темуру с надписью: «Освободителю Европы»[22][27].
Узбекское ханство XV в. объединило часть тюркских народов в узбекский этнос
Основная статья Википедии: Узбекское ханство.
Основателем могущества узбеков, вступивших на историческую арену в качестве этноса, был принц из династии Шибанидов Абу-л-хайр (1412—1468) — хан централизованного «государства кочевых узбеков». А это государство вошло в историю как УЗБКСКОЕ ХАНСТВО, которым его хан Абу-л-хайр правил в течение 40 лет с 1428 по 1468 годы[28].
Именно при создании этого государства термин «узбеки» сменился термином «узбек», который стал еще и собирательным именем для целой группы тюркских племен, вождями которых и был избран принц Абу-л-хайр, в качестве хана первого национального узбекского государства. А к числу 24-х племен, поддержавших первые шаги молодого и талантливого принца Абу-л-хайра, впервые объединившись под флагом Узбекского ханства в 1428 году, образовавших узбекский этнос, относятся[14][22][24] [28]:
байлы, барак, джат, дурман, имчи, йиджан, карлук, кенегес, кият, кунграт, курлаут, кушчи, мангкыт, минг, найман, таймас, тангут, тубай, туман, угриш-найман, уйгур, уйшун, утарчи и хитай.
Таким образом, узбеки на исторической карте мира впервые появились как самостоятельный этнос в 1428 году. Причем, в отличие от других, они появились на исторической сцене как этнос, полностью вышедший из аристократического военного сословия тюркских племен первого узбекского государства[1], при создании централизованного государства под названием УЗБЕКСКОЕ ХАНСТВО. Аналогов такого исторического процесса мир знает и по истории происхождения других народов[29].
Далее не углубляясь в деталях развития узбекских государств, после прихода к власти Мухаммеда Шайбани-хана (1451—1510) завоевавшем в 1499 году Мавераннахр — государство Тимуридов, раздробленных после смерти Амира Темура, а также истории возглавлявших их Шейбанидов, можно отметить только лишь следующее.
Бухарское ханство и Бухарский эмират
Основные статьи Википедии: Бухарское ханство и Бухарский эмират.
Бухарским ханством ― узбекским государством просуществовавшим с 1510 по 1599 годы, если правили узбеки – Шейбаниды, то с 1599 по 1755 годы им правило поколение астраханских правителей ― Аштарханиды из потомков Джучи-хана. А в 1755 году было создано новое узбекское государство ― Бухарский эмират, просуществовавший вплоть до 1920 года. У власти в нем находилась узбекская династия правителей Мангытов. Бухарский эмират с 1886 года находился в вассальной зависимости от Российской Империи. Самарканд за все это время входил в состав бухарских государств. Последним эмиром Бухарского эмирата был этнический узбек Сайид Алим-хан. Среди населения бухарских государств узбеки и тюркские племена по своей численности всегда находились в лидирующем положении.
Хивинское ханство
Основная статья Википедии: Хивинское ханство.
Хивинское ханство (Харезм) — узбекское государство, просуществовавшее с 1512 по 1920 годы. У власти Хорезма если с 1511 по 1695 годы находилась узбекская династия Шейбанидов, с 1695 по 1740 годы Арабшахидов, а после —династия Тохтамурадов, то с 1804 по 1920 годы узбекская династия КУНГРАТов. К этому времени население ханства насчитывало около 800 тыс. человек, 65% из которых составляли узбеки, 26% — туркмены, оставшуюся часть — каракалпаки и казахи.
Кокандское ханство
Основная статья Википедии: Кокандское ханство.
Кокандское ханство — узбекское государство, существовавшее с 1709 по 1876 годы на территории современных Узбекистана, Таджикистана, южного Казахстана и Киргизии. Это ханство было основано в 1709 году, когда Шахрух-бий из узбекского племени МИНГ основал независимое владение в западной части Ферганской долины. С 1855 года киргизские и казахские племена, подчинённые Кокандскому ханству, стали переходить в российское подданство из-за разногласий с наместниками этого ханства. Это привело к вооружённым конфликтам Кокандского ханства с российскими войсками. Этому узбекскому ханству относились: вся Ферганская долина, территории от современного Бишкека до Токмака, города Туркестан, Чимкент и Ташкент… В штурме Ташкента c российскими войсками принимали участие и казахи… После захвата Ташкента была организована Туркестанская область Российской Империи… В то время Кокандским ханом был Худаяр-хан. Весной 1873–1874 гг. в Кокандском ханстве неоднократно вспыхивали мятежи, однако хану удавалось кое-как с ними справиться. Нередко повстанцы обращались за помощью к русским властям, но всегда получали отказ. Весной 1875 г. против Худояра поднялась даже кокандская знать… Летом этого же года Худаяр-хан сбежал с маленьким отрядом… А с 1876 года Кокандское ханство прекратило свое существование, и вся его территория перешла под юрисдикцию Российской Империи…
Армений Вамбери об узбеках
Знаменитый венгерский востоковед, полиглот и путешественник Армени Вамбери в своей книге «Путешествие по Средней Азии», впервые опубликованной на английском языке еще в 1864 году, и, переизданной во всех европейских языках, говоря об известных ему только лишь о 32 из 92 тюркских родов и племен, входящих в состав узбекского этноса, писал, что:
«Это деление старо, обращает на себя внимание только то обстоятельство, что даже отдельные племена широко разбросаны по названной территории, и исследователя поражает, часто ему кажется просто невероятным, что узбеки из Хивы, Коканда и Яркенда (город нынешнего Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая), чей язык, обычаи и лица совершенно различны, осознают свою принадлежность не только к одной нации, но и к одному племени, к одному роду».
Российская империя и узбекские государства
К началу XX века, Средняя Азия находилась в составе Российской империи и в начале становления советской власти, несмотря на сопротивление большевикам, вся Средняя Азия стала частью Советского Союза, состоящей из Туркестанской АССР, Бухарской Народной Советской Республики и Хорезмской Народной Советской Республики.
Рождение и независимость современного Узбекистана
Несмотря на утерю своего единого централизованного государства узбекский народ всегда помнил о своем великом прошлом и о своих великих государствах, о чем писали его ученые и в начале XX века[30]. Именно по таким причинам после национально-территориального размежевания, вновь созданную 27 октября 1924 года еще одну союзную республику тюркских народов Советского Союза и назвали не иначе как Узбекистаном ― Узбекской Советской Социалистической Республикой в составе СССР, со столицей в г. Самарканде. А 1 сентября 1930 года столица Узбекской ССР была перенесена из Самарканда в Ташкент.
В 1991 году Августовский путч в столице СССР в Москве, потерпел крах. Благодаря инициативе Президента Ислама Каримова 31 августа 1991 г. была объявлена независимость Узбекской ССР от СССР и она была переименована в Республику Узбекистан.
Фотогалерея
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Абдуллаев Р. Узбеки – дворяне тюркских народов, а сарты – предприниматели Центральной Азии. Портал ассоциации “История и компьютер” и Сектора археологической теории и информатики института археологии и этнографии СО Российской Академии Наук (РАН) «“Sibirica” – Информационный ресурс сектора археологической теории и информатики Института археологии и этнографии СО РАН».
- ↑ Султанов Т.И. Поднятые на белой кошме. Потомки Чингиз-хана. – Алматы, 2001. -С.125. «Для обозначения территории их обитания мусульманские авторы стали употреблять термин узбекский улус, или просто Узбекистан (Страна узбеков). Таким образом, тогдашний Узбекистан включал в свой состав, в частности, территорию современного Центрального, Северного, Северо-Восточного и Западного Казахстана” ― пишет российский историк казахского происхождения, доктор исторических наук, профессор Т.И.Султанов.
- ↑ Улус Джучи после публикации историко-публицистического сочинения «Казанская история» (также “История о Казанском царстве” и “Казанский летописец”) — исторической повести, созданной в 1564—1566 гг. и рассказывающей о завоевании Казани Иваном Грозным в 1552 году, начали называть Золотой Ордой, когда самого такого государства уже не существовало.
- ↑ Аль-Омари (Ибн Фадлаллах). Пути взоров по государствам разных стран (Масалик ал-абсар фи мамалик ал-амсар) Восточная литература. Средневековые исторические источники востока и запада.
- ↑ Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. — М.: Наука, 1985
- ↑ Ибн-Баттута. Подарок наблюдающим диковинки городов и чудеса путешествий (Тухфат ан-нуззар фи гара’иб ал-амсар ва ‘аджа’иб ал-асфар). Восточная литература. Средневековые исторические источники востока и запада
- ↑ 1 2 Ибн-Арабшах. Чудеса судьбы истори Темура (Аджайиб ал-макдур фи тарих-и Таймур). Восточная литература. Средневековые исторические источники востока и запада
- ↑ 1 2 3 4 Греков Б.Д., Якубовский А.Ю Золотая Орда и её падение. — М., Л.: Издательство АН СССР, 1950.
- ↑ Гумелев Л.Н. Монголы и Русь. Древняя Русь и Великая степь. 6. Государство и общество в Золотой Орде. В этой своей книге Гумелев Л.Н. писал, что: «… большинство документов конца XIV и XV веков, касающихся внутреннего управления, из тех, что мы знаем – на тюркском языке (в основном, на чагатайском тюркском)».
- ↑ Письма золотоордынских ханов. Восточная литература. Средневековые исторические источники востока и запада. Авторы, опубликовавшие эти документы, говоря о: «I. Письме Токтамыш-хана польскому королю Ягайле», пишут, что: «Подлинник; написан уйгурским письмом на так называемом чагатайском языке»; «II. Письме Улуг-Мухаммад-Хана турецкому султану Мураду II», также пишут, что: Подлинник; хранится в архиве музея Топкапы в Стамбуте под № 10202. Письмо написано на чагатайском языке».
- ↑ Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. СПб., 1884, т. 1
- ↑ Мурад Аджи. КИПЧАКИ. Древняя история тюрков и Великой Степи. – М., ОАО «Типография «Новости», 1999. – 175 с.
- ↑ 1 2 Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. Административно-политическое устройство Золотой Орды — М.: Наука, 1985.
- ↑ 1 2 3 Сайф Ад-Дин Ахсикенди. Собрание историй (Маджму ат-таварих). Восточная литература. Средневековые исторические источники востока и запада.
- ↑ Абдуллаев Р. Я горжусь тем, что я – барлас и потомок Тимура. Федеральное интернет издание России «Капитал страны».
- ↑ Рашид-Ад-Дин. Сборник летописей (Джами’ ат-таварих). Указатель названий тюркских кочевых народов…Восточная литература. Средневековые исторические источники востока и запада
- ↑ 1 2 Гумилев Л.Н. Моголы и меркиты в XII в.
- ↑ 1 2 3 4 5 Рашид-Ад-Дин. Сборник летописей (Джами’ ат-таварих). Повествование о Джучи-хане, сыне Чингиз-хана…Восточная литература. Средневековые исторические источники востока и запада
- ↑ 1 2 3 Мирзо Улуғбек. Тўрт улус тарихи (Перевод рукописи Британского музея, инв. № АDD 26190: Тарих-и арбаъ улус – История четырех улусов). — Т.: Чўлпон, 1993 — 352б. Книга издана с предисловием и под редакцией члена-корреспондента АН Уз ССР Б.Ахмедова
- ↑ 1 2 3 4 5 Ильхамов А. Узбеки. Этнический атлас Узбекситана. Сборник статей.. Из этой статьи можно узнать, что КУНГРАТы — это одно из основных и знаменитых племен, входящих в состав титульной нации современного Узбекистана — узбеков, обитающих в настоящее время на территориях Сурхандарьинской, Кашкадарьинской и Хорезмской областей Республики Узбекистан. Истинной родиной КУНГРАТов является отраженная в их эпосе «Алпамиш» Гузар-Байсунские степи.
- ↑ Храпачевский Р. К вопросу о первоначальной численности монголов в улусе Джучи
- ↑ 1 2 3 Рахманалиев Р. Империя тюрков. Великая цивилизация. – М.: Рипол Классик, 2009. – 704 с.
- ↑ Низам Ад-дин Шами. Зафар-наме (Книга побед)
- ↑ 1 2 Шереф Ад-Дин Йезди. Книга побед. Восточная литература. Средневековые исторические источники востока и запада
- ↑ Почекаев Р.Ю. Правовое положение Улуса Джучи в Монгольской империи 1224—1269гг
- ↑ 1 2 Тамерлан. Уложение Тимура. Часть вторая. Уложение об обязанностях визирей.
- ↑ Т.Ниязи: Не надо фальши. Подлинная история Руси, монголо-татар и Бухарского эмирата
- ↑ 1 2 Масуд Бен Османи Кухистани. История Абулхаир-хана (Тарих-и Абу-л-Хайр-хани)
- ↑ Козлов С.Я. Пути этногенеза неисповедимы. Из сословия – в этнос через язык, образ жизни,обычаи и религию
- ↑ Тошкандий С. Темурнома. Амир Темур Кўрагон жангномаси. — Т.: Чулпон, 1991. – С. 352. Это новое издание книги Мулло Салохиддина ибн Алоиддина (Салохиддина Тошкандий), текст которой был напечатан в Ташкентской типографии Ильина в 1908 году. На странице 135 этой книги упоминается о первом узбекском государстве Узбек-хана. Автор утверждает, что это государство носило название «Узбекистан». Издание этой книги, посвященной истории великого Амиру Темура (Тамерлана), стало возможным только лишь после обретения Узбекистаном своей государственной независимости.
Ссылки
- Аль-Омари (Ибн Фадлаллах). Пути взоров по государствам разных стран (Масалик ал-абсар фи мамалик ал-амсар) Восточная литература. Средневековые исторические источники востока и запада. Архивировано. Проверено 23 апреля 2013г.
- Ибн-Арабшах. Чудеса судьбы истори Темура (Аджайиб ал-макдур фи тарих-и Таймур). Восточная литература. Средневековые исторические источники востока и запада. Архивировано. Проверено 23 апреля 2013г.
- Ибн-Баттута. Подарок наблюдающим диковинки городов и чудеса путешествий (Тухфат ан-нуззар фи гара’иб ал-амсар ва ‘аджа’иб ал-асфар). Восточная литература. Средневековые исторические источники востока и запада. Архивировано. Проверено 23 апреля 2013г.
- Сайф Ад-Дин Ахсикенди. Собрание историй (Маджму ат-таварих). Восточная литература. Средневековые исторические источники востока и запада. Архивировано. Проверено 23 апреля 2013г.
- Письма золотоордынских ханов. Восточная литература. Средневековые исторические источники востока и запада. Архивировано. Проверено 25 апреля 2013г.
- Рашид-Ад-Дин. Сборник летописей (Джами’ ат-таварих). Указатель названий тюркских кочевых народов, которые все происходят от потомства четырех сыновей Диб-Якуя. Восточная литература. Средневековые исторические источники востока и запада. Архивировано. Проверено 23 апреля 2013г.
- Рашид-Ад-Дин. Сборник летописей (Джами’ ат-таварих). Повествование о Джучи-хане, сыне Чингиз-хана, а оно в трех частях. Восточная литература. Средневековые исторические источники востока и запада. Архивировано. Проверено 23 апреля 2013г.
- Этнический атлас Узбекситана. Сборник статей.
Литература
- Вамбери А. Путешествие по Средней Азии. — М.: Восточная литература, 2003. — 230 с. — ISBN 5-02-017570-6
- Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и её падение. — М.: АН СССР, 1950. — 500 с. — ISBN 5-89589-005-9
- Гумилев Л.Н. Моголы и меркиты в XII в.. — Ученые записки Тартуского гос. ун-та: Дизайн. Информация. Картография, 1977. — 40 с. — ISBN 5-306-00155-6
- Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. — СПб.: Кристалл, 2001. — 248 с. — ISBN 978-5-4241-3400-5
- Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв.. — М.: Наука, 1985. — 320 с. — ISBN 9965-9416-2-9
- Мирзо Улуғбек. Тўрт улус тарихи. — Тошкент.: Чўлпон, 1993. — 352 с. — ISBN 5-8250-0315-5
- Мурад Аджи. КИПЧАКИ. Древняя история тюрков и Великой Степи. — М.: ОАО «Типография «Новости»., 1999. — 175 с. — ISBN 5-88149-044-4
- Рахманалиев Р. Империя тюрков. Великая цивилизация. — М.: Рипол Классик, 2009. — 704 с. — ISBN 978-5-386-00847-5
- Султанов Т.И. Поднятые на белой кошме. Потомки Чингиз-хана. — Алматы.: Дайк-пресс, 2001. — 276 с. — ISBN 9965-441-46-4
- Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 1.. — СПб.: Санкт Петербург, 1984. — 588 с. — ISBN 978-5-89786-088-3
- Тошкандий С. Темурнома. Амир Темур Кўрагон жангномаси. — Тошкент.: Чулпон. — 352 с. — ISBN 5-8250-0285-5
- Этнический атлас Узбекистана. — Ташкент: Совместное издание “ООФС – Узбекистан” и ЛИЯ <Р.Элинина>, 2002. — 452 с. — ISBN 5-862800-10-7
Автор: Абдуллаев Рустамжон, доктор экономических наук, академик.
Постоянный адрес статьи: http://ru.wikipedia.org/wiki/Узбекские_государства.
Ташкент, 10 мая 2013 г.