У России великое и светлое будущее

Посещаемость: 3595
U Rossii Svetloe budushee1

Перед Россией во всей своей масштабности и сложности встает задача осуществления модернизации экономики. Как это сделать? На чем должна базироваться программа модернизации? Каковы должны быть сроки стратегического планирования? Насколько все это реально?

1. Специфика проекта модернизации России. Еще пять лет тому назад, то есть в ноябре 2004 года, прочитав в журнале «Известия науки» статью А.Нарышкиной «Почему мы такие бедные» [1], в комментариях к ней я отвечал на постав­ленный вопрос: «Россияне бедны не потому, что русский народ бездарен, а потому, что бездарны чинов­ники….  Иначе реформаторы РФ давно бы изучили и поняли, что с экономической наукой Запада в кризисе и при отсутствии экономической теории нельзя добиться успеха. И знали бы, что эко­номика разви­тых западных стран практически всегда страдала от перепроизводства товаров (работ, услуг), в то время как социалистическая – от их дефицита. В силу такого положения и рекомендации экономической науки Запада в основном были направлены на преодоление кризиса перепроизвод­ства, а социалистической – недопроизводства или дефицита. Именно поэтому при­менение рекомендаций западных экономистов для реформирования социалистической – дефицит­ной – эконо­мики без критического их переосмысления привело к отрицательным результатам: жизнь большинства населения вместо того, чтобы улучшиться, значительно ухудшилась – они стали бедными».

«Так, что же надо делать, чтобы преодолеть бедность и отставание от Запада? В первую очередь надо разработать экономическую теорию, может быть, обогащения народа, а потом, на ее основе соответствующий Проект, например, Проект модернизации экономики РФ, и осуществить его ускоренными темпами. Когда средний уровень жизни населения по доходам реально отстает от уровня жизни населения Запада в десятки раз (или в тысячи про­центов), планировать всего лишь удвоение ВВП к 2008 году – это, по крайней мере, несерьезно. Поэтому есть над чем серьезно поразмыслить ученым и специалистам РФ. А мы, друзья рос­сиян, не будем стоять в стороне…».

Так вот теперь модернизация экономики России становится краеугольным камнем ее соци­ально-экономического развития на ближайшую перспективу, о чем свидетельст­вует «Послание Федеральному Собранию Российской Федерации» Президента РФ А.Д.Медведева от 12 ноября 2009 года (далее – Послание).

Однако это Послание, хотя и опирается на определенный анализ ситуации в эконо­мике страны и россий­ском обществе, состоит только лишь из тезисов Президента РФ А.Д.Медведева, в которых он указывает на основные на­правления развития страны на ближай­шую перспективу по пути модернизации экономики своей страны. По­этому те­перь, как я полагаю, настала пора на основе этих тезисов без промедления разрабо­тать и ускоренными темпами осуществить инновационный проект – Про­ект модернизации экономики Рос­сийской Федерации.

О чем идет речь и на что опирается идея о разработке Проекта модерни­зации эконо­мики такой огромной страны, как Российская Федерация?

О разработке и осуществлении подобных проектов специалисты РФ и могут иметь какие-то представления, поскольку у них есть некий опыт разработки и осуще­ствления На­цио­нальных проектов. Но тот Проект, который предстоит разра­ботать и осу­ществить, не имеет анало­гов не только в истории современной России, но и других стран. И этот Проект не должен разра­батываться в стиле пяти­летних планов времен социализма или в стиле Стратегии развития России и Ка­захстана до 2020 и 2030 годов соответственно, по­скольку в них не были и не могли быть уч­тены или предусмотрены возможность на­ступления и пути преодоления такого  финансово-эконо­мического кризиса, что мы имеем сейчас. Не были в них учтены и другие кризисы экономи­ческого и политического характера. Такое положение дел имело место лишь потому, что эти страте­ги­ческие планы опирались на такие экономические теории и концепции, которые хоть и возникли в индустриально развитых странах, но явля­ются во многом несостоятель­ными.

В отличие от других я считаю, что экономиче­ская наука является не только обще­ственной, но и точной наукой [2]. В жи­лах эко­но­мического организма те­кут деньги, которые любят не просто счет, а абсолютно точный счет, который в бухгалтер­ском учете, сво­дясь к балансу активов и пассивов, не терпит никаких неточностей и математических ошибок. По­этому те­перь, отвечая на постав­ленный вначале во­прос, хочу под­черкнуть: в идее о разработке Про­екта модернизации эко­номики РФ речь идет не только о развитии нацио­нальной экономики, но и о том, что и этот проект должен опи­раться на точный расчет. Как, на­пример, при строительстве, реконструкции и модер­низации круп­ного объекта наподобие, ска­жем, строящихся новых заводов, маги­ст­раль­ных и железных дорог, нефти и газопроводов. Или, например, олим­пийских объектов в Сочи. Но в отличие от них этот крупномас­штабный иннова­ционный Про­ект должен опираться на точ­ный расчет как в масшта­бах всей страны, так и по субъектам федера­ции и по более мел­ким тер­риториальным, про­изводственным и другим образованиям, а также сфе­рам услуг.

Таким образом, если сказать просто, то, на мой взгляд, Проект модернизации эконо­мики РФ должен быть совокупностью подготавливаемых и прошедших экспертизу локальных, но са­мых пере­довых и тща­тельно разработанных инновационных проектов. Иными словами, он должен состоять из взаимоувя­занных между собой проектно-сметных документов,  технико-эко­номических обос­нований и расчетов, бизнес-планов и проектов нового строи­тельства, ка­питального ремонта, дост­ройки, до­оборудования, реконструкции, модерниза­ции и техни­ческого перевооружения соответствующих объектов сферы крупного, сред­него и мелкого, но пока еще конкуренто­способного биз­неса. При­чем таких объектов, по которым все вопросы фи­нансирования и инвестирования решены как за счет собственных средств самого бизнеса, так и за счет их привлечения со стороны. То есть за счет привлечения отечественных и иностранных банковских кредитов, капитала, инвестиций, ли­зинга, го­сударствен­ных и других бюджетных и внебюджетных средств соот­ветствующих уровней. Этот Проект должен также включать в себя проекты бюджетов федерального и других уровней государственной власти по этапам его реализации.

2. Фундаментальные вопросы. Проект модернизации экономики РФ должен отвечать, помимо тех по­ло­жений из тезисов Посла­ния, которые были озвучены самим Президентом РФ Д.А.Медведевым и опубли­кованы в СМИ, на следующие вопросы:

1) на какой срок рассчитан и в какую сумму обойдется осуществление этого Про­екта;

2) в какой срок и что конкретно будет вновь построено, реконструировано, модернизи­ро­вано и т.д., как в мас­штабе всей страны, так и по субъектам федерации, а в особенности по национальным рес­публикам и крупным городам Рос­сии;

3) к чему все это приведет. То есть какими были на начало модернизации конкрет­ные по­каза­тели уровня и качества жизни населения и параметры экономики России и какими они должны стать или будут к моменту завершения этого процесса по его соответствующим эта­пам в натуральном и де­нежном выражении или исчислении.

А почему надо отвечать на эти вопросы?

Министр экономического развития РФ Э.Набиуллина в конце 2007 года заяв­ляла, что, если Россия сумеет сохранить темпы роста ВВП в пределах 6-7% в год, то к 2020 году она может войти в «пятерку» ведущих стран мира [3]. Но если речь идет о сравнениях и необходимости догнать экономику какой либо страны, то для России такой страной могут быть только лишь США. Так, в 2008 году объем валового внутреннего про­дукта (ВВП) Соединенных Штатов Америки (по ППС) составил 14,6 трлн. долл., что позволило этой стране занять по этому макроэкономическому показателю 1 место в мире. Объем аналогичного показателя России в 2008 году, составив 2.2 трлн. долл., позволил ей по этому показателю занять 7-е место в мире. Од­нако в рейтинге стран по уровню жизни, который определяется подразделениями ООН, США занимают 8 место в мире и отно­сятся к числу стран с высоким уровнем жизни, тогда как Россия, занимая только лишь 65 место, относится к числу стран со средним уровнем жизни населения [4-6].

Сравнивая эти данные, нетрудно получить, что объем ВВП США за 2008 год приблизительно в 6,55 раз или на 655% больше, чем ВВП России того же года. А ВВП на душу населения США за 2008 год больше такого же показателя России в 4 раза или на 400%. А теперь, если усреднить темпы роста, предложенные мини­стром РФ Э.Набиуллиной в пределах 6,55% в год, то расчеты могут показать сле­дующее.

Россия размер объема ВВП США 2008 года сможет достичь только лишь через 100 лет (655:6,55=100), а уровень ВВП на душу населения того же года мо­жет достичь че­рез 60 лет (400:6,55=60). А где будут и чего достигнут за это время сами США, и кто их сможет догнать – это вопрос для размышления читателям.

Вот по какой причине, наверное, в Послании Д.А.Медведева и присутст­вует глубокая озабоченность состоянием дел в экономике страны и перспекти­вами ее развития. Но я как экономист более чем уверен, что если с умом разработать и ускоренными темпами осущест­вить Проект модернизации экономики РФ, то это даст свой ощутимый эффект. И в конечном итоге, при столь обширной территории, огромных людских, природных, энергети­ческих и других ресурсах, научном, научно-техническом и производст­венном потенциале, экономика России должна стать не только одной из мощнейших в мире. Но в отличие от других подобных дер­жав Россия должна и может стать полно­стью самодос­таточ­ной.

 Но разве это возможно?

Полагаю, что да. Но только в том случае, если будет разрабо­тан и ускоренными темпами осуществлен по-настоящему обоснованный инновацион­ный Проект мо­дерниза­ции экономики России, учитывающий, кроме всего прочего, и цик­личность эконо­миче­ской динамики применительно к россий­ским реалиям.

При этом, когда речь идет о цикличности экономической динамики, под ним сле­дует пони­мать просто процессы роста и спада производства, связанные со сменой устаревших поколений основных средств. А это напрямую надо связать с планами модер­низации эко­номики – не только технически, но и законодательно: через со­ответствующие ставки налогов, бан­ковских и других кредитов, а также нормы амортизаци­онных отчисле­ний. Причем в соответст­вующих расчетах Проекта особо следует учитывать периоды экономических циклов. Панируя этапы модернизации таким образом, чтобы волны или колебания этого процесса, наклады­ваясь на циклические, не при­водили к резо­нансам, при­нимающим форму экономических кризисов перепроизводства или спада (рецессии). Наоборот, чтобы они приводили к гармони­зации волн процессов социально-экономического развития с циклическими колебаниями, связанными с развитием мировой экономики.

3. Роль науки в модернизации экономики. Но здесь может возникнуть вопрос: а как быть с разработкой экономиче­ской тео­рии, на которую должен опираться предлагаемый Проект модернизации эконо­мики РФ?

Отвечая на этот вопрос, я еще раз вынужден отметить, что такая работа ведется. И она бу­дет представлена на суд научного сообщества чуть позже. Поэтому здесь в качестве не­коего по­стулата можно высказать сле­дующее суждение.

Экономическая наука от остальных отраслей познания (особенно от естествен­ных наук) отлича­ется тем, что ее целью является не только описание, объяснение и пред­сказание процес­сов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, но и решение прикладных и очень важных для жизнедеятельности людей задач. Иными словами, она должна обеспечить планирование, разработку и руководство конкретными проектами через людей, которые ею вооружены соответствующими знаниями и опытом.

К числу таких лиц можно отнести и людей, которые разрабатывают и осуществляют проекты: модернизации сущест­вующей, создания ры­ноч­ной, информационной, инновационной и про­чих систем; строи­тельства индустриальных, постиндустриаль­ных и т.п. обществ. Для этого они и создают предпосылки и условия, которые позволяют развивать другие отрасли познания. Для этого они используют научные результаты в форме готовых знаний и опыта для разра­ботки и осуществ­ления своих собственных инновационных и других экономических проек­тов. Именно по этой при­чине, как я полагаю, экономическая наука и заслуживает быть названной Ца­рицей всех без исключения наук.

В силу всего этого можно утверждать, что хотя экономика в целом и зависит от окружаю­щей среды, всей земной и космической природы и их законов, экономическая наука стремится учиты­вать их и предсказать будущее нашей общей по­литической и экономической жизни, но Творцом экономики выступает всё-таки сам Человек. И если законы естественных наук не зависят от воли и созна­ния человека, то эко­номические законы, имея вид действующих юридиче­ских законов и подза­кон­ных актов, производственных, технологических и других норм, рецептов, положений и инструк­ций, полно­стью зависят от воли и сознания человека, а также от традиций, обычаев, привы­чек и дру­гих черт и особенностей лю­дей и их сообществ. Поэтому эконо­мические законы, в первую очередь, служат целям удов­летворения естественных и других потребностей человека в жизненных и других средствах, которые называются не только товарами, работами и услу­гами, но и бла­гами. А значит, Проект модернизации экономики РФ должен опираться не только на новую экономи­ческую теорию, но и на необходимые для его осуществления законы и подзаконные акты. То есть на нормативные документы, которые свое­временно должны быть разработаны и приняты законодательными, исполнительными и другими органами вла­сти и управления России.

Ограничившись этими высказываниями, хочу подчеркнуть следующее. Отсутст­вие именно таких и несостоятельность других теоретических положений западной эконо­ми­ческой науки и «позволили» всем странам СНГ, в том числе и России, в переходный пе­риод пе­рейти не к высоко-, а к малоэффек­тивным ме­тодам планирования, а именно, к кратко­срочному государственному бюджетному пла­нированию, прогнозирова­нию и регулирова­нию развития своих эконо­мик. Недавно же появившиеся стратегии развития эконо­мик стран СНГ до 2020-2030 го­дов, будучи несостоятельными, не вы­держи­вают даже никакой критики.

4. Период программы модернизации. Теперь я коротко остановлюсь на вопросах экономических расчетов, кото­рые должны лечь в основу Проекта модернизации экономики РФ.

Сейчас в России осуществляется всего лишь трехгодичное планирование федераль­ного бюджета на основе прогнозируемых объемов ВВП и формируется Резервный фонд и Фонд нацио­нального благосостояния, назначение которых известно. Кроме того, не говоря об иностранных инвестициях, можно сказать, что есть воз­можность инвести­рования временно свободных средств  государственных корпораций. Но такой принцип планирования не только не отвечает требованиям модернизации эконо­мики РФ, но и принципам его расчетов, а также формирования, предназначению и использованию соответствующих фондов, которые могут быть созданы на основе Проекта модернизации эконо­мики РФ.

А почему?

Как известно, уставы различных предприятий ма­лого, среднего и круп­ного биз­неса, которые имеют формы обществ и товариществ с ограниченной и дополни­тельной ответст­венностью, открытых и закрытых акционерных обществ и т.п., в обяза­тельном по­рядке преду­сматривают формирование резервных фондов в определенных раз­мерах от их чистой прибыли. Кроме того, для таких предприятий в соответствии с Налоговым кодексом РФ предусмот­рена возможность осуществления амортизационных отчислений по нормативам, устанавливаемым самими этими предприятиями, самостоятельно. Но амортизационные отчисления, производи­мые в соответствии с этим кодексом, являются дохо­дами рассматриваемых пред­приятий, которые не только не облагаются налогами, но еще к тому же могут быть начис­лены с ускоренными темпами.

По этим причинам Проект модернизации экономики России должен предусматри­вать созда­ние института (например, под руководством Председателя правительства РФ), который бы зани­мался формированием общенационального инвестиционного фонда. Та­кого общенационального инвестиционного фонда, который был бы сформирован за счет амортизационных отчислений, чистой прибыли и резервных фондов этих предприятий, а также за счет ве­сомой части соответст­вующих резервных и других фондов федерального, региональных и других бюд­жетов. Фонда, который будет ис­пользован для осуществления не только реализации самого этого Проекта модерни­зации экономики РФ, но и для ее превращения в инновационную экономику на принципах диверсификации.

Для того, чтобы успешно развивался малый и средний бизнес необходимо создать, на мой взгляд, еще и такой институт или учреждение, которое служило бы целям облегчения выдачи этой сфере биз­неса гарантий и поручительств на получение банковских кредитов, а также кредитов, выделяемых на приобретение ос­новных средств на условиях финансового лизин­га. Причем устав­ный фонд такого учреждения в раз­мере около 300-400 млрд. рублей, как я полагаю, может быть сформирован за счет средств, выделяемых из Резервного фонда государства. Аналог такого фонда существует, например, в США.

Анализ, который я проводил еще в начале 90-х годов прошлого века [2], показал, что пе­риод планиро­ва­ния в 6 лет является для национальной экономики любой страны оптималь­ным. Поэтому я бы ре­комендовал заложить в Проект модернизации эконо­мики России 6-летние планы, установив срок их полного осуще­ствления, ска­жем, в 12 лет, начиная, например, с 2010 года. Или еще лучше с 2011 года, совпадающего, по моим рас­четам, с нача­лом следующего экономического цикла [2, с.149]. При желании можно разработать рассматри­ваемый Про­ект и на более длительный срок, предусмотрев его корректировку по­сле за­вер­шения каж­дого 6-летнего этапа его реализации.

Но откуда появилась цифра периода планирования в 6 лет?

Как известно, такие сред­ства электроники, как, например, персональные компьютеры, сотовые телефоны, фо­тоаппараты и дру­гие устройства, в современном мире физически могут служить длительное время, но в тече­ние нескольких лет морально устаревают. Нечто подобное можно уста­но­вить, наблюдая, например, и за роботизированным произ­водством какой-либо техники, легковыми и грузо­выми ав­то­мобилями. Но здания и сооружения служат очень долго, иногда десятками, а ино­гда и сотнями лет. Поэтому такие основные средства имеют соответствующие нормы аморти­зации, по истечении которых можно списать их с балансов предприятий, сдавая часть из них на ме­таллолом. Здания и сооружения с соот­ветствующим оборудованием надо направить или под капитальный ре­монт, реконструкцию и модерни­зацию, или под снос с утилиза­цией оборудования. При этом их нормы амортизации могут находиться в пределах, скажем, от 5 до 20% в год.

В масштабе всей экономики страны или на уровне макроэкономики агрегированная вели­чина нормы амортизаци­онных отчислений составляет около 16,6% от совокупной стоимо­сти основных средств. Отсюда и получится 6 лет (100:16,6=6) планового периода, который можно гармонично накладывать на волны экономических циклов таким образом, чтобы он не вы­зывал резонанса, приводящего к кризисным явлениям. Поэтому по окончании каждого такого пе­риода необходимо полностью заменить все морально и физически устаревшие основ­ные средства на новые или модернизировать их. В противном случае страна мо­жет скатиться в полосу неминуемых эконо­мических и политических кризисов, как это было, например, с Советским Союзом. Такая ситуация от­части продолжает сохраняться до сих пор в постсоветских странах, в том числе в России.

Конечно, можно установить и другие сроки планового периода, например, в 3, 4 или 5 лет. Но они, по моим расчетам, не являются оптимальными и соответствующим образом не накладыва­ются на обнаруженные циклы. Если же кто-то докажет опти­мальность периода планирова­ния, например, в 5 лет, как это было в недавней нашей об­щей истории, не боясь этого и без всяких предубеждений можно принять и такой вариант. Но все это должно быть серьезно обосновано.

Исходя из анализа подобных ситуаций, выявленных на основе построенных мною моде­лей, я в своей книге, опубликованной еще в 1995 году, давал со­ответст­вующие эконо­мические про­гнозы [2, с. 149]. Согласно им 2010-2011 годы являются для мировой эконо­мики и для Рос­сии благоприят­ными.

При этом хочется особо подчеркнуть, что разработка и осуществление такого Проекта модернизации с формированием предлагаемого общенационального ин­вестиционного фонда может ускорить развитие экономики РФ, позволив ей в ближай­шей перспективе в не­сколько раз увеличить национальное производство и догнать по уровню жизни населения пере­довые страны мира. В рамках данной темы хотелось бы обратить внимание читателя на девиз «Догнать и перегнать Америку!», поскольку эта идея может стать наподобие «американской мечты», т.е. национальной идеей для России хотя бы на ближайшую перспективу или даже, скажем, лет на 20-30. В противном случае опять придется двигаться вперед вслепую путем проб и ошибок, не позволяющих бросить взгляд не только на ближайшее и более отда­ленное бу­дущее социально-экономического развития России, но и своевременно догнать индуст­риально развитые страны по показателям уровня и качества жизни их населения. А это, как известно, чре­вато не только с не­желательными социально-экономическими, но и политическими последствиями…

Лично я как экономист, который следит за развитием экономики России, и как про­стой че­ловек, имеющий в России много друзей, и которому не безраз­лична ее судьба, более чем уве­рен в следующем: если Россия в короткие сроки разработает и ускоренными темпами осуществит такой Про­ект мо­дер­низации своей экономики, то она обя­зательно добь­ется огромных успехов. А потому…

Вперед Россия! Вперед к великому и светлому будущему!

ЛИТЕРАТУРА

1. Нарышкина А. Почему мы такие бедные// «Известия науки», 10.04.2003 (http://www.inauka.ru/economics/article30968.html).

2. Абдуллаев Р. Интеллектуальный мир, модель экономического пространства и законы идеальной экономики/ Ред. В.М.Макосий. М: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1995.

3. Пятерка к 2020 году// «Время новостей», 25.12.2007.

4. Волохова В. Рейтинг стран по уровню жизни (rating.rbc.ru/article.shtml?2006/11/29/31275053).

5. Кому на Земле жить хорошо// «Неделя», №3561, 27.08.2004 (http://www.rg.ru/2004/08/27/uroven-gizni.html).

6. Средний рост ВВП по странам СНГ за 2008г. составил 5%// РосБизнесКонсалтинг (top.rbc.ru/economics/04/02/2009/278343.shtml).

Автор: Абдуллаев Рустамжон, доктор экономических наук, академик.

Примечание. Опубликовано множеством интернет-изданий runetа.

Свидетельства о госрегистрации в качестве СМИ № 0954 от 12.04.2013 г. и 24.11.2017г, ISSN 2181 - 7332