Предложения национально-освободительному движению «Талибан» по важнейшим вопросам развития Афганистана

Посещаемость: 6077
Абдул Гани Барадар

Я, начиная с 3 мая 2010 года всем странам-членам СНГ [1-3], в том числе Республике Узбекистан [4-5], предлагал перейти к монархической форме правления государством. Поскольку республиканская форма правления государством не подходить им, ибо она не оправдывает себя не только в постсоветских странах, но и во многих других странах мира. Именно поэтому национально-освободительное движение «Талибан» (далее – Талибан или Талибы) придя еще в 1996 году к власти отказалось от республиканской формы правления государством и создавало Исламский Эмират Афганистан, который является одной из разновидностей монархической формы правления государством. Однако предоставление убежища террористу Усаме бен Ладену и уничтожение памятников буддистской архитектуры привели к формированию негативного имиджа талибов в глазах мировой общественности.

В силу таких и других обстоятельств, после терактов 11 сентября 2001 года США начали контртеррористическую операцию против Исламского Эмирата Афганистан и при поддержке Северного альянса свергли режим Талибов. Поэтому Талибы ушли в подполье и частично отступили в соседний Пакистан, где объединились под началом Хаджи Омара. И с начала 2000-х годов Вазиристан стал оплотом национально-освободительного движения Талибан. Поэтому Талибы оттеснили традиционных пуштунских племенных вождей, находящихся в этом регионе и взяли власть в свои руки.

В силу этих и других обстоятельств я в пункте 5 своей статьи «ШОС: какой бы хотелось видеть ее грандиозную перспективу?» [6], опубликованную федеральным интернет-изданием РФ «Капитал страны» еще 10 июня 2010 года под названием: «Как можно установить мир в Афганистане?», писал:

«И последний вопрос, на котором я хотел остановиться, это вопрос, который связан с инициативами Узбекистана по установлению долгожданного мира в многострадальном Афганистане.

Я в своей статье «Какая форма правления эффективнее для Центральной Азии: республика или монархия» делал такие выводы, как, например: «…республиканская форма государственного правления не оправдывает себя. Она дает осечку уже не первый раз не только в Кыргызстане, но и во многих других странах. А для того, чтобы убедиться в правильности этой точки зрения, можно обратиться не только к опыту стран СНГ, но и таких стран, как Афганистан…и т.д.».

Поэтому я давал рекомендацию перейти мирным путем на монархическую форму государственного правления не только странам Центральной Азии, но и всего СНГ.

По этой причине возвращаясь к этому вопросу еще раз, и для краткости изложения, не прибегая к анализу тех военных событий и террористических вылазок в Афганистане, которые уносят жизни многих мирных жителей этой страны вот уже в течение более 30 лет, мне хочется обратить внимание государств-участников ШОС на необходимость восстановления в этой стране монархии для установления мирной жизни. Той монархии, которая была установлена в Афганистане в 1929 году и была унаследована королём Мухаммедом Захир Шахом в 1933 году, и обеспечивала мир в этой стране в течение более 40 лет до государственного переворота 1973 года, осуществленного его двоюродным братом, провозгласившего эту страну республикой.  Я считаю, что только восстановление монархии в этой стране, как это имело место, например, в Испании, может положить конец как гражданской, так и другой войне (которую проводят там страны НАТО), объединив все племена и другие военизированные силы Афганистана во имя своей мирной жизни. И я полагаю, что в этом вопросе авторитетное мнение и рекомендация ШОС смогли бы сыграть решающее значение…».

Однако США свергнув режим талибов в Афганистане с помощью Северного Альянса создали в нем марионеточное государство с республиканской формой правления под названием Исламская Республика Афганистан.

Именно поэтому США заключили Соглашение о выводе американских войск из Афганистана не с Президентом или правительством этого марионеточного государства, а с Талибами 29 февраля 2020 года. В этом «Соглашении о достижении мира в Афганистане», был установлен крайний срок для полного вывода войск США – 1 мая 2021 года. Таким образом, со стороны самих США Талибан был легитимизирован в глазах международного сообщества. А ООН 14 членов политического офиса Талибан или «Исламского Эмирата Афганистана» в изгнании, находящегося  в Катаре, включая главу этого офиса и заместителя лидера Талибана муллу Абдул Гани Барадара на 9 месяцев исключила из своего черного списка. 14 апреля 2021 года Байден объявил о своем намерении вывести все регулярные войска США к 11 сентября 2021 года, к 20-й годовщине терактов 11 сентября и через четыре месяца после первоначально запланированного крайнего срока – 1 мая…

Именно поэтому Талибан, когда вновь пришел к власти в Афганистане 15 августа 2021 года, как говорить Президент РФ В.Путин: «…относительно мирным путем» и объявил об окончании войны, Президент марионеточного государства Исламская Республика Афганистан Ашраф Гани сбежал из страны и нашел убежище в Объединенных Арабских Эмиратах.

После нового прихода к власти, Талибы вновь отказались от не оправдавшей себя республиканской формой правления и перешли к монархической форме правления государством, опять назвав свою страну Исламским Эмиратом Афганистан.

Несмотря на тот факт, что Талибы пришли к власти 15 августа 2021 года и, с тех пор прошел только лишь месяц с лишним, в СМИ стран-членов СНГ и других постсоветских стран, а также в СМИ дальнего за рубежя, опубликовано множество критических статей, касающихся Талибов, негативно освещающих их деятельность.

Но в последние время в СМИ вышеуказанных стран пишут, не только о том, что в Исламском Эмирате Афганистан нарушаются права женщин, заставляющие носить их хиджаб и паранджу, а если в начальные школы пригласили только лишь мальчиков, то в высших учебных заведениях разделяют студентов и студенток шторами; валютные резервы Афганистана, в размере около 8 миллиардов долларов, хранящиеся в США – заморожены, а в банках кончаются не только иностранная валюта, и в основном доллары США, но и национальная валюта страны, поэтому перед банками стоят длинные очереди; Афганистан приближается к гуманитарной катастрофе, при которой основной части населения грозит голод, и т.д. Но и относительно хорошую новость о том, что Талибы подготовили проект новой Конституцию Исламского Эмирате Афганистан, согласно которой лидером страны станет Президент; будет создано инклюзивное правительство с участием представителей этнических таджиков, хазарейцев и узбеков; руководство Кабульского аэропорта попросило вернуться на работу своих сотрудников-женщин, таким же образом могут поступить и органы власти в центре и на местах, а также других сфер экономики и управления.

В силу вышеизложенных обстоятельств, я как специалист по политическим и экономическим вопросах решил обратить внимание руководства Талибана или Исламского Эмирата Афганистан на следующие свои предложения, адресованные им:

1. Учитывая тот факт, что валютные резервы Исламской Республики Афганистан, находящиеся в США заморожены, объявить свергнутое правительство этой республики и само это бывшее суверенное государство – обанкротившимися. В силу чего на переходный период от республиканской формы правления к монархической форме правления государством в виде эмирата, ввести внешнее управление экономикой страны, создав для этого Правительство Исламского Эмирата Афганистан, состоящее не из некомпетентных и никому неизвестных представителей этнических групп населения, а исключительно из высококвалифицированных специалистов или профессионалов, знающих политические и экономические вопросы и имеющих достаточный опыт работы в государственных структурах таких богатых стран с монархической формой правления государством, как, например, Саудовская Аравия, Катар и Кувейт. А также, если это возможно, таких развитых стран Европы как, например, Англия, Бельгия и Испания, а также, несмотря ни на что – США. Ибо надо добиться, чтобы США не только разморозили банковские счета, в которых хранятся государственные валютные резервы Исламской Республики Афганистан, для того, чтобы передали их Центральному банку вновь созданного Исламского Эмирата Афганистан. Но и помогли встать на ноги этому эмирату, которого именно США незаконно свергли в 2001 году с помощью Северного Альянса. То есть США должны помочь встать на ноги Исламскому Эмирату Афганистан, введя в экономику этой страны не войска, как это было в 2001 году, а крупные прямые инвестиции и кредитные ресурсы, позволяющие за короткое время создать достаточно большое количество новых рабочих мест, что позволить США в какой-то мере искупить их собственную вину перед многострадальным афганским народом.

2. Будучи уверенным, что, если будет принята Конституция Исламского Эмирата Афганистан его Президентом станет никто иной, как лидер Талибана  Мавлави Хайбатулла Ахундзада и учитывая, что нынешнее правительство Исламского Эмирата Афганистан является временным, на должность Премьер-министра, осуществляющего внешнее управление экономикой эмирата ПРЕДЛАГАЮ НАЗНАЧИТЬ одного из основателей Талибана, выдающегося политического и общественного деятеля этой страны, поэтому включенного американским журналом «Тайм» в число «100 самых влиятельных людей мира 2021 года» в группе «Лидеры» наряду с Президентом США Джо Байденом и председателем КНР Си Цзиньпином – муллу Абдул Гани Барадара. Ибо когда в августе талибы одержали победу в Афганистане мирным путем, это было на условиях, о которых договорился он – мулла Абдул Гани Барадар, принимавший к тому же и все важные решения, включая переговоры с США по выводу войск и амнистию членам бывшего правительства, контакты с соседними государствами, особенно с Китаем и Пакистаном, ставший теперь опорой Исламского Эмирата Афганистан.

3. Уровень жизни по номинальному ВВП на душу населения в Исламской Республике Афганистан в 2020 году по данным ВБ достигал всего лишь 508,8 долларам США. И она по этому показателю входила в число десяти стран мира, населения которых живут не за чертой бедности, а за чертой нищеты, равной 1,9 долларам США в день (по ППС). Поэтому Исламский Эмират Афганистан должен поставить перед собой цель поднять уровень жизни по номинальному ВВП на душу населения к 2030 году, как минимум в 20 раз, то есть округленно до 10.000 (десяти тысячам) долларов США. Что будет достижима, если в этом вопросе активное участие примут США, введя в экономику Исламского Эмирата Афганистан прямые инвестиции и долгосрочные льготные кредиты с сроком их погашения через 20-25 лет, в достаточных размерах или объемах. А если США откажутся помочь этой стране, то правительство Исламского Эмирата Афганистан во главе с Абдул Гани Барадаром, должно привлечь инвестиции и кредитные ресурсы таких богатых стран как, например, Саудовская Аравия, Катар и Кувейт или Китай. Хотя эти страны могут принять участие в экономическом и социальном развитии Исламского Эмирата Афганистан, и в том случае, если США не откажутся оказывать помощь этому эмирату.

Конечно у руководства Исламского Эмирата Афганистан могут появиться, например, такие вопросы:

3.1. Для того, чтобы к 2030 году поднять уровень жизни населения Афганистана по номинальному ВВП на душу населения в 20 раз, то есть до 10.000 (десяти тысячам) долларов США нам необходимы какие размеры или объемы прямых инвестиций и льготных кредитов, выделяемых, скажем, дружественными странами и международными банками или финансовыми учреждениями как, например, АБР, МВФ и ВБ?

3.2. И что должны делать наше Правительство, а также другие государственные и негосударственные органы страны, для того, чтобы реализовать ваши предложения, изложенные в пункте 3 этих предложений?

4. Отвечая на вопрос под номером 3.1 я могу сказать, что для того чтобы реализовать мои идеи, изложенные в пункте 3 данных предложений Правительству Исламского Эмирата Афганистан, которое будет призвано заниматься внешним управлением экономикой этой страны, необходимо привлечь из тех стран о которых говорилось в этом пункте, прямых инвестиций в размере, как минимум 100 млрд. долларов США и льготных долгосрочных кредитов с очень низкими или отрицательными процентами в размере, как минимум 200 млрд. долларов США или только лишь льготных долгосрочных кредитов (или кредитных линий) с низкими процентами в размере 300 млрд. долларов США в течение, скажем, 5  (пяти) лет, т.е. 2022-2024 годах. Которые с учетом роста населения и в агрегирванном виде обеспечив оборачиваемость в экономике 1,5 (полтора) раза и рефинансируя полученную чистую прибыль, объем номинального ВВП Афганистана, который в 2019 году составлял всего лишь около 19 млрд. 291 млн. долларов США по данным ВБ, можно довести до 450 млрд. долларов США. То есть обеспечить рост этого показателя к 2030 году по отношении к 2019 году, округленно в 23,3 раза или на 2330%.

А отвечая на вопрос 3.2 могу сказать, что Правительство, которое будет призвано заниматься внешним управлением экономикой не Исламской Республики Афганистан, а самого Исламского Эмирата Афганистан, должно разработать «Стратегический проект развития Афганистана до 2030 года», детально включив в него все инженерные и иные проекты развития экономики этого эмирата, разработанные государственными и частными проектными и научно-исследовательскими институтами, по годам. То есть те проекты, которые предусматривают строительство новых, реконструкцию и капитальный ремонт старых заводов, фабрик, предприятий сферы обслуживания и других сфер жизнедеятельности людей по годам до 2030 года с учетом экспорта и импорта товаров и услуг, служащих повышению уровня жизни населения Исламского Эмирата Афганистан.

Таким образом, теперь, когда национально-освободительное движение Талибан мирным путем пришло к власти и объявило об окончании войны в своей стране и собирается построить Исламский Эмират Афганистана, оно в первую очередь должно разработать и реализовать «Стратегический проект развития Афганистана до 2030 года», может быть более солидными экономическими показателями о которых писал я в данной статье, предусматривающий значительное повышение уровня жизни населения по номинальному ВВП на душу населения, превышающий его нынешний уровень жизни, как минимум в 20 раз к 2030 году, начиная с 2022 года. Иначе трудно будет Талибану удержать власть, избежать новых государственных переворотов и гражданских войн в Афганистане. Ибо теперь Талибы должны завершить свою прерванную в 1994 году учебу и заняться с не легкой созидательной деятельностью во имя процветания своего эмирата и народа.

Литература

1. Абдуллаев Р. Какая форма правления эффективнее в Кыргызстане и Центральной Азии: республика или монархия? (http://www.centrasia.org/newsA.php?st=1272404460).

2. Абдуллаев Р. Узбекистан: уроки арабских революций (https://centrasia.org/newsA.php?st=1311497580).

3. Абдуллаев Р. Что эффективнее для главы государства: иметь статус лидера нации или быть монархом? (https://regnum.ru/news/1285850.html).

4. Абдуллаев Р. Предлагаю преобразовать Республику Узбекистан в монархическое государство, – Р.Абдуллаев (https://centrasia.org/newsA.php?st=1550602320).

5. Абдуллаев Р. Ўзбекистон Республикасини Ўзбекистон салтанатига айлантиришни таклиф қиламан – академик Р.Абдуллаев (https://uz.fundamental-economic.uz/?page_id=1669).

6. Абдуллаев Р. ШОС: какой бы хотелось видеть ее грандиозную перспективу? (https://kapital-rus.ru/articles/article/shos_kakoj_by_hotelos_videt_ee_grandioznuyu_perspektivu/).

Автор: Рустамжон Абдуллаев, доктор экономических наук, академик.

Ташкент, 22 сентября 2021 года.

Свидетельства о госрегистрации в качестве СМИ № 0954 от 12.04.2013 г. и 24.11.2017г, ISSN 2181 - 7332