Биография и программа кандидата в Президенты Республики Узбекистан Ислама Абдуганиевича Каримова

Посещаемость: 2724
Ислам Каримов

Ислам Абдуганиевич Каримов родился 30 января 1938 года в Самарканде в семье служащего. По национальности — узбек. Образование — высшее. Окончил Среднеазиатский политехнический институт и Ташкентский институт народного хозяйства, получив специальности инженера-механика и экономиста. Кандидат экономических наук.

Трудовую деятельность начал в 1960 году на заводе «Ташсельмаш». В 1961—1966 годах работал инженером, ведущим инженером-конструктором в Ташкентском авиационном производственном объединении им. В. П. Чкалова.

В 1966 году перешел на работу в Госплан Узбекской ССР, где прошел путь от главного специалиста до первого заместителя председателя Госплана республики.

В 1983 году Ислам Каримов был назначен министром финансов Узбекской ССР, в 1986 году — заместителем председателя Совета Министров Узбекской ССР, председателем Госплана республики.

В 1986—1989 годах работал первым секретарем Кашкадарь­инского обкома партии.
С июня 1989 года — первый секретарь ЦК Компартии Узбекистана.

24 марта 1990 года на сессии Верховного Совета Узбекской ССР Ислам Каримов был избран Президентом Узбек­ской ССР.

31 августа 1991 года Ислам Каримов провозгласил государственную независимость Республики Узбекистан.

29 декабря 1991 года на всенародных выборах, которые прошли на альтернативной основе, Ислам Каримов был избран Президентом Республики Узбекистан.

26 марта 1995 года в соответствии с итогами всенародного референдума срок Президентских полномочий Ислама Каримова продлен до 2000 года.

В 2000 году состоялись альтернативные выборы, по итогам которых в соответствии с принятыми поправками к Конституции Ислам Каримов был избран Президентом Республики Узбекистан сроком на 7 лет.

В 2007 году на всенародных выборах, проводившихся на альтернативной основе, Ислам Каримов был избран Президентом Республики Узбекистан.

Женат, имеет двух дочерей и пятерых внуков. Супруга Т. А. Каримова — по образованию экономист, кандидат экономических наук, работала старшим научным сотрудником в Институте экономики Академии наук Узбекистана, в настоящее время — на пенсии.

За выдающийся вклад в дело образования суверенного и независимого Узбекистана, создание гуманного демократического правового государства, обеспечение гражданского мира и национального согласия и проявленные при этом стойкость и мужество Исламу Каримову присвое­но звание «Узбекистон Кахрамони», он награжден орденами «Мустакиллик» и Амира Темура. Также он награжден почетными званиями, орденами и медалями ряда государств и авторитетных международных организаций.

Ислам Каримов — действительный член Академии наук Узбекистана. За большой вклад в развитие экономики, науки, образования он избран также почетным доктором ряда университетов и академиком академий наук многих зарубежных государств.  

ПРОГРАММА

Сегодня сама жизнь убедительно доказывает, насколько правильным является избранный нами эволюционный путь независимого развития, признанный в мире как «узбекская модель» обновления и модернизации страны и общества.

Узбекистан за короткий исторический период из некогда отсталого, оказавшегося на краю пропасти бедного региона с гипертрофированно односторонней экономикой, характеризующейся сырьевой направленностью и полной монополией производства хлопка-сырца, из республики, находившейся в бывшем СССР на последнем месте по уровню жизни, в настоящее время превратился в динамично и стабильно развивающуюся страну, в первую очередь, за счет современных отраслей, занимающую достойное место на международной арене.

Сегодня во всех сферах жизни ярко проявляются результаты широкомасштабной работы — кардинальное преображение облика нашей страны, ее городов и сел, постоянно растущее благосостояние населения, — осуществляемой нашим самоотверженным и мужественным народом, народом с твердой волей и возросшим национальным самосознанием, знающим истинную ценность свободной и независимой жизни, ставшим хозяином своей земли, своей судьбы.

Самое главное, подтверждение этой истины мы видим на примере нашей молодежи, уверенно входящей в жизнь, свободной от всяких догм и стереотипов изжившей себя старой системы, обладающей самостоятельным мышлением, способной на равных состязаться во всем с зарубежными сверстниками, взять на себя ответственность за будущее Родины.

Несмотря на трудные испытания и проблемы, с которыми нам пришлось столкнуться, в том числе продолжающийся глобальный экономический кризис, темпы роста валового внутреннего продукта Узбекистана — среди немногих стран мира — в последние 10 лет ежегодно превышают 8 процентов.

Иногда даже трудно себе представить, что в годы независимого развития экономика страны выросла более чем в 5 раз, доходы на душу населения — в среднем в 8,7 раза, при этом численность населения страны за этот период увеличилась в 1,5 раза и к началу 2015 года составила 31 миллион 500 тысяч человек.

Внешний долг страны не превышает 15 процентов по отношению к ВВП, полностью отсутствует внутренний долг, то есть долг государства перед населением, стабильными темпами растут объемы экспорта, золотовалютные резервы, и это, безусловно, радует всех нас.

Вместе с тем мы все хорошо понимаем, что жизнь не стоит на месте, особенно если учесть, что мы живем в XXI веке, стремительно меняющемся мире, в котором решающую роль приобретают растущая глобализация, Интернет и интеллектуальное развитие.

Не предаваясь эйфории от достигнутых результатов, мы должны полностью отдавать себе отчет в том, что пройденный нами путь — это лишь часть той непростой и трудной дороги, которую нам предстоит еще преодолеть.

Нет необходимости еще раз напоминать, как быстро меняется окружающий нас мир, в ближнем и дальнем зарубежье, в том числе вокруг нас, продолжаются конфликты и кровопролитие, растут угрозы терроризма, экстремизма и наркотрафика, усугубляются финансово-экономический кризис и его последствия. Все это не может нас не тревожить, требует от нас трезвой оценки складывающейся ситуации в мире.

Речь, в первую очередь, идет о том, чтобы ни в коей мере не ослаблять наши усилия, направленные на продолжение и углубление осуществляемых в стране реформ, обновление и модернизацию страны.

Важнейший наш приоритет в 2015 и последующие годы — это обеспечить рост конкурентоспособности нашей экономики, прежде всего, за счет реализации политики структурных преобразований, диверсификации промышленности, технической и технологической модернизации производства, широкого внедрения информационно-коммуникационных систем.

Для достижения этой цели нам необходимо решить такие принципиально важные задачи, как сокращение высоких издержек производства, замена устаревшего оборудования и ликвидация технологической отсталости отраслей реального сектора нашей экономики, а также устранить половинчатость в реализации реформ, в первую очередь в вопросах собственности, навсегда покончить с проявлениями командно-административных методов управления экономикой.

Второе. Важнейшая приоритетная задача, от решения которой во многом зависят устойчивый экономический рост и перспективы нашей страны, уровень и качество жизни населения, — это устранение всех преград и ограничений, предоставление полной свободы на пути развития частной собственности и частного предпринимательства.

На сегодняшний день в этой сфере сосредоточено 56 процентов валового внутреннего продукта и трудятся 75 процентов всего занятого населения.

В ближайшей перспективе первоочередное внимание будет уделено кардинальному пересмотру и существенному упрощению, обеспечению прозрачности механизма доступа частных предпринимателей к сырьевым ресурсам, прежде всего за счет расширения объемов их реализации на открытых биржевых и ярмарочных торгах.

Необходимо повышение роли судебных органов в защите законных прав и интересов частных собственников,усиление ответственности должностных лиц государственных, правоохранительных и контролирующих органов за незаконное вмешательство в хозяйственную и финансовую деятельность субъектов предпринимательства.

В продолжение осуществленной нами широкомасштабной работы по всемерному стимулированию предпринимательской деятельности большое внимание будет уделено сокращению налоговой нагрузки, созданию дополнительных условий и гарантий в этой сфере.

Третье. Сегодня требуется критически пересмотреть уровень государственного присутствия как в экономике, так и в других сферах деятельности.

Государство должно присутствовать в первую очередь в таких отраслях и естественных монополиях, как электроэнергетика, транспортная и производственная инфраструктура, где предприятия с государственным участием обеспечивают устойчивое функционирование экономики. Иначе говоря, государственная доля в нашей экономике должна быть сокращена до экономически и стратегически обоснованных размеров с целью, чтобы обеспечить наличие реально действующей конкурентной среды и избавиться от элементов административно-командной системы.

В этой связи мы считаем целесообразным принятие специальной программы по кардинальному сокращению доли государства в хозяйственной деятельности, включающей в себя ликвидацию неэффективных государственных предприятий, их полную передачу в частную собственность, в том числе по «нулевой» выкупной стоимости, через открытые, прозрачные торги с соответствующими инвестиционными обязательствами.

Очевидно, назрела необходимость шире использовать пример уже действующих в стране акционерных компаний, в которых владельцами акций становятся, наряду с отечественными, и иностранные инвесторы. Такая организация акционерных обществ больше отвечает нашим интересам.

Четвертое. В наших условиях углубления экологических проблем, ограниченности водных и земельных ресурсов дальнейшее продолжение ирригационных и мелиоративных работ, повышение плодородия земель, оптимизация структуры посевных площадей, внедрение новейших агротехнологий — это ключевые вопросы реформирования сельского хозяйства, которые всегда будут в центре нашего внимания.

Для комплексного решения всех этих актуальных задач мы уже приступили к разработке Программы развития сельского хозяйства на предстоящие пять лет, предусматривающей переход на качественно новый этап структурных преобразований в нашем аграрном секторе, а также дальнейшее укрепление продовольственной безопасности страны.

Мы хорошо отдаем себе отчет, какая огромная по масштабам и глубине предстоит нам работа и какие огромные средства для этого потребуются. Но сама наша жизнь показала — на сельском хозяйстве экономить нельзя, и мы этого делать не будем.

Пятое. Фермерское движение, внесшее большой вклад в развитие сельского хозяйства и, без преувеличения, всей страны в целом, занимает особое место в нашей новейшей истории. 

Современное фермерское хозяйство приобретает черты многопрофильного, многоотраслевого хозяйства, на которое возложены большие задачи — помимо производства сельскохозяйственной продукции оно занимается и ее углубленной переработкой, осуществлением строительных и ремонтных работ, оказанием услуг сельскому населению. Мы и в дальнейшем будем поддерживать процесс становления таких хозяйств.

Именно от фермерских хозяйств, производящих сегодня 90—92 процента всей продукции нашего сельского хозяйства, в первую очередь зависит дальнейший рост благосостояния жителей села, составляющих почти половину населения страны.

Всем нам хорошо известны осуществляемая нашим государством работа, направленная на повышение уровня и качества жизни нашего народа, в том числе реализацию важных социальных программ, и стоящие перед нами широкомасштабные задачи по ее углублению.

Только в 2015 году предусматриваются строи­тельство, реконструкция и капитальный ремонт 353 общеобразовательных школ, а также капитальный ремонт 147 профессиональных колледжей и академических лицеев в общей сложности на сумму около 400 миллиардов сумов. До 2020 года намечаются строительство, реконструкция и капитальный ремонт 500 общеобразовательных школ, в том числе строительство 101 новой школы, а также капитальный ремонт 810 профессиональных колледжей и академических лицеев.

В сфере медицины в 2015 году предусмотрены строительство, реконструкция и капитальный ремонт 83 медицинских учреждений на сумму, эквивалентную 98 миллионам долларов, до 2020 года — 230 медицинских учреждений на сумму более 180 миллионов долларов.

В период 2015—2016 годов намечается возведение в сельской местности по типовым проектам 25 тысяч жилых домов, с объемом работ на сумму, эквивалентную 2,1 миллиарда долларов. Для этого будут привлечены средства Азиатского и Исламского банков развития.

В целях дальнейшего развития на селе инфраструктуры только на строительство и реконструкцию газовых сетей и линий электроснабжения предусмотрено до 2020 года направить средства, эквивалентные 530 миллионам долларов, а на расширение сетей телекоммуникаций — 136 миллионам долларов.

Шестое. Важнейшая приоритетная задача — осуществление Программы локализации и импортозамещения.

Ярким примером успешной политики импортозамещения является создание совершенно новой для нас автомобильной промышленности. Сегодня Узбекистан производит  27 различных моделей грузовых и легковых автомобилей, автобусов, минивэнов, а также 15 видов современной сельскохозяйственной техники.

Все это позволило заменить продукцией собственного производства ежегодный импорт в объеме более 4 миллиардов долларов.

В целях дальнейшего развития этой стратегии в настоящее время разработана новая Программа локализации на 2015—2019 годы, которая предусматривает реализацию более 600 проектов на общую сумму свыше 5 миллиардов долларов.

Седьмое. Все мы хорошо понимаем, что обязательным условием прогресса, кардинальных структурных преобразований, обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции является связь с инвестиционным процессом.

За годы независимого развития объем инвестиций в Узбекистане превысил в эквиваленте 190 миллиардов долларов, из которых свыше 65 миллиардов долларов составили иностранные инвестиции.

В рамках структурных преобразований экономики была осуществлена реализация мас­штабных, современных и высокотехнологичных проектов, таких, как создание Бухарского нефтеперерабатывающего завода, Шуртанского газохимического комплекса, Кунградского содового завода, Дехканабадского завода калийных удобрений, десятков современных текстильных комплексов, сотен новых предприятий по переработке плодоовощной и мясо-молочной продукции и выпуску продовольственных товаров, модернизация генерирующих мощностей с внедрением самых передовых парогазовых и газотурбинных технологий.

Наглядным примером взаимовыгодного сотрудничества с иностранными партнерами является строительство в партнерстве с ведущими южнокорейскими компаниями Устюртского газохимического комплекса на базе месторождения Сургиль общей стоимостью 4,2 миллиарда долларов.

За последние годы построено и реконструировано почти 2 тысячи километров автодорог, в том числе 1,5 тысячи километров — это участ­ки, входящие в состав Узбекской национальной автомагистрали.

В целях дальнейшего развития железнодорожного сообщения построены новые линии Навои — Учкудук — Нукус — Султануиздаг протяженностью 342 километра, Ташгузар — Бойсун — Кумкурган протяженностью 223 километра, осуществлена электрификация более 550 километров железнодорожных линий. В настоящее время завершается строительство новой электрифицированной железной дороги Ангрен — Пап со строительством тоннеля протяженностью более 19 километров.

Восьмое. По-прежнему важнейшим приоритетом нашего социально-экономического развития остается обеспечение занятости населения, и в первую очередь — трудоустройство выпускников профессиональных колледжей.

Прежде всего за счет опережающего роста развития малого бизнеса, частного предпринимательства, надомного труда и сферы услуг, особенно в сельской местности, реализации программ модернизации и обновления производства, развития транспортной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры в последнее время в стране ежегодно созда­ется около 1 миллиона рабочих мест, и примечательно, что более 60 процентов из них — в сельской местности.

Девятое. В центре нашего внимания постоянно находятся вопросы последовательного повышения уровня и качества жизни населения.

В последние годы около 59-60 процентов расходов Государственного бюджета мы направляем на социальную сферу. Заработная плата, пенсии и стипендии только за 2014 год увеличились на 23,2 процента, а реальные доходы населения — на 10,2 процента.

В структуре доходов населения растет доля доходов, получаемых от предпринимательской деятельности. Следует отметить, что сегодня она выросла до 52 процентов с 10,6 процента в первые годы нашего независимого развития.

Показатель соотношения доходов наиболее и наименее обеспеченных с 2000 года по настоящее время снизился с 53,3 раза до 7,8 раза при пороговом значении 10 раз, по международным стандартам. Иначе говоря, мы, не допустив резкого расслоения нашего общества на очень богатых и крайне бедных, достигли в этой сфере показателя, который является критерием социальной стабильности.

Сегодня каждая вторая семья в Узбеки­стане имеет собственный автомобиль, при этом отечественного производства. Практически в каждой семье есть новые, высокотехнологичные предметы, без которых не может обойтись ни одна современная семья, — сотовые телефоны, ноутбуки, спутниковое и кабельное телевидение, морозильные камеры и кухонное оборудование.

Обеспеченность жильем в расчете на одного человека увеличилась с 12,4 до 15,4 квадратных метра, почти весь жилищный фонд находится в частной собственности.

Опережающий рост зарплаты и пенсии по сравнению с ростом потребительских цен обеспечивает повышение уровня платежеспособности населения и потребительского спроса.

Десятое. Мы считаем нашей первостепенной задачей дальнейшее укрепление добрых отношений и взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами, в первую очередь с нашими соседями. И что особенно важно — считаем недопустимым присоединение к каким-либо военным блокам, размещение на территории Узбекистана ино­странных военных баз и пребывание наших военнослужащих за пределами страны.

В складывающейся сегодня непростой ситуации в ближнем и дальнем зарубежье, в том числе вокруг нас, мы считаем именно такую позицию, такую политику самой правильной для себя, единственно верной.

Нашей приоритетной задачей остается дальнейшее укрепление мира, стабильности, межнационального и гражданского согласия, атмосферы толерантности и взаимоуважения в нашем обществе.

Исходя из испытанного самой жизнью принципа «Высокая духовность — непобедимая сила», актуальным для всех нас являются сохранение, всестороннее изучение и исследование нашей богатой истории и бесценного наследия, глубокое осознание, потомками каких великих личностей мы являемся, продолжение славных традиций наших предков, воспитание молодежи в духе национальных и общечеловеческих ценностей.

Убежден — на пути к достижению поставленных нами целей самой надежной опорой служат мужество, стойкость и решительность нашего народа, его твердая уверенность в своих силах и завтрашнем дне, в будущем своей страны.

Преданно и самоотверженно, с сыновней любовью служить такому благородному и великодушному народу — это высокая честь и великое счастье для каждого из нас.

Источник: Газета “Народное слово”.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Свидетельства о госрегистрации в качестве СМИ № 0954 от 12.04.2013 г. и 24.11.2017г, ISSN 2181 - 7332